Это означает, что союз театральных деятелей снимает с себя ответственность за то, каким будет срез театральной жизни региона года минувшего, перекладывая ее на плечи самих учреждений Мельпомены. Таким образом, не слишком понятна роль местного отделения союза театральных деятелей - получается примерно так: вы нам предоставьте для конкурса какие пожелаете работы, а мы сами решим хорошие или не очень они.
В общем, вопросы к фестивалю и его объективности есть. Еще больше их появляется, когда видишь подведенные итоги. Их второй год подряд определяет исключительно женское жюри, ведомое председателем секции критиков Омского отделения СТД РФ Людмилой Першиной.
Людмила Першина (на фото в центре) озвучивает лауреатов прошлого 25-го (прошлого) фестиваля-конкурса "Лучшая театральная работа"
Кроме нее в судейскую бригаду вошли и.о. председателя местного филиала союза театральных деятелей России, актриса Омского музтеатра Валентина Шершнёва; журналисты Валерия Калашникова и Елена Щетинина; театровед и педагог Любовь Колесникова. Все представленные в афише фестиваля–конкурса работы перечисленные эксперты успели посмотреть еще до официального объявления режима самоизоляции и отмены проведения массовых мероприятий.
Люди в жюри собрались опытные, которые точно знают, что не каждый день, да что там, далеко не каждое десятилетие в Омских театрах идут пьесы наших авторов. Тем более таких молодых и креативных, как Серафима Орлова.
Серафима Орлова
Ее «Про город» (репортаж МС2 с премьеры читайте здесь) едва ли не первый опыт попытки художественного анализа того, что происходит в Омске. Почему люди уезжают отсюда? Кто проклял эту землю?
Авторы произведения, а к ним можно отнести и режиссера постановки Дениса Шибаева, попытались это сделать в иронично–историческом ключе. На сцене ожили Колчак, Степаныч, Достоевский, Любочка. Действо трогает и радует. Публика покидает после него зал в эйфории и с пониманием, что она сама участник этого спектакля, ведь живет здесь и сейчас в этом городе.
Колчак в спектакле "Про город" на сцене "Пятого театра"
Да, программный директор последнего фестиваля «Молодые театры России», который проводит «Пятый театр», екатеринбуржец Олег Лоевский заявил нашему ресурсу, что в появлении спектакля «Про город» в Омске нет ничего уникального. Такие постановки, основанные на местных реалиях, есть и в других городах России.
Но в третьей столице это было впервые и не отметить этой удачно воплощенной идеи ни в одной из номинаций областного конкурса служителей Мельпомены было неправильно. Более чем неправильно.
Зато уважаемое жюри подняло на щит не самый выдающий спектакль театра «Галерка» «За двумя зайцами» (об этой постановке можно прочитать здесь). Один из основных личных призов фестиваля-конкурса отдали актеру труппы Владимира Витько Артему Савинову, поощрительную награду жюри получила и его коллега по учреждению Мельпомены актриса Оксана Богданова.
Артем Савинов
Оксана Богданова
Нашла судейская коллегия и актерский бриллиант в еще менее удачном, чем галерковский шедевр, спектакле Омского ТЮЗа «Отцы и дети». Видимо, «Про город» - это слишком авангардно для омских театральных критиков.
Но если даже в собственном городе не ценят своих оригинальных постановок, тогда не надо ждать, что нас будут ценить за его пределами. Принцип "давайте дадим всем известным сестрам по серьгам, а новой, пусть и не такой как все, не заметим" унылый. Этот принцип губит все живое. А ведь театр- живое искусство.
Виталий Маевский
Фото БК55