Виктор Вайнерман: «А кто у вас в Омске занимается исследованием барона Слуцкого?»

Директор Литературного музея им. Достоевского рассказал о том, как вез в самолете шляпу писателя и боялся на нее дышать, о том, как родственница омской Любочки обнаружилась в Венеции, и какая его мечта, связанная с Достоевским, пока не сбылась.

 

– 11 ноября этого года исполняется 195 лет со дня рождения Достоевского. Как вы в музее будете отмечать эту дату?

 

У нас будет несколько ярких мероприятий. Мы проведем акцию «Один день с Достоевским, или История с продолжением». Будем водить гостей по Омской крепости, в программе примут участие артисты омских театров.

 

Возле восстановленного Воскресенского собора, в который Достоевский вместе с другими каторжанами ходил молиться, прозвучат строчки из «Записок из мертвого дома». В роли Достоевского выступит Егор Витько.

 

 

В самом музее пройдет награждение участников акции «Читаем Достоевкого». В течение года наши посетители на видеокамеру читали отрывки из книги «Записки из Мертвого дома», сейчас мы это все смонтируем и выложим ролик на нашем сайте.

 

Вручать дипломы участникам акции придет Георгий Котов, народный артист России, который играл персонажей Достоевского на сцене. В музейных мероприятиях также будет участвовать Лариса Дубинина актриса театра Ермолаевой. Придет Анатолий Коненко, расскажет о новых своих работах, связанных с Достоевским. Кстати, одной из самых первых его работ был портрет Достоевского на срезе вишневой косточки.

 

Продолжит работу в этот день интересная интерактивная экспозиция «Казарма каторжного острога», которая находится в подвальном помещении нашего музея. Посетителям придется спуститься под землю и почувствовать тягостную атмосферу острога. Там есть нары, кандалы и даже клеймо, которым клеймили каторжников.

 

 

– Это то подвальное помещение, с которым были связаны легенды о подземном ходе?

 

Да, много лет просуществовала такая версия, с тех пор, как при ремонте здания обнаружили в подвале заложенный кирпичом арочный ход. у нас на территории были специалисты с миноискателями, пытались определить, куда же этот ход может вести.

 

Потом приехал археолог Игорь Скандаков со своими ребятами. Начали копать, нашли... скелет. Стали косточки складывать, оказалось, что это скелет собаки. Нашли также кованые гвозди, кусок заслонки от старой печи и другие вещи.

 

А прояснил все Олег Васильевич Белан, который нашел в старых документах чертеж первого, еще деревянного, дома коменданта Омской крепости. Согласно этому чертежу, в доме была «холодная комната», обложенная кирпичом кладовка. Когда на месте того дома возвели новый, каменный, где сейчас и расположен наш музей, эта комната так и осталась в подвале.

 

А тот самый заложенный ход был просто выходом из этого подвала на улицу. Сейчас его уже нет. В подвальную комнату мы попадаем через люк в полу музея.

 

– Говоря о Достоевском в сочетании с Омском, часто употребляют слово «бренд». Как вы к этому относитесь?

 

Мне кажется, это не очень уместно. Омскими брендами могут быть заводы. Например, наш Нефтезавод. Могут быть театры, памятники, скульптуры та же Любочка, Любинский проспект. Достоевский не является атрибутом Омска.

 

А для Достоевского Омск был олицетворением системы судебного производства России. Он здесь отбывал наказание, и он отзывался о нашем городе довольно нелицеприятно: «Гадкий городишко».

 

Здесь он был на каторге, он здесь страдал, и Омску должно быть даже как-то неловко, что великий человек пережил здесь не лучшие моменты своей жизни.

 

Но с другой стороны, именно в Омске Достоевский испытал творческое и духовное перерождение. И это привлекает и будет привлекать к нашему городу внимание. Все-таки автор, создавший «Преступление и наказание», «Бесов», «Братьев Карамазовых» родом из Омска.

 

 

– О самом городе он отзывался плохо, но ведь с некоторыми жителями Омска у Достоевского сложились теплые отношения?

 

Да, он писал: «Если бы я не нашел здесь людей, я бы погиб совершенно». Здесь он познакомился с семьей Капустиных это чиновник Яков Семенович и его жена Екатерина Ивановна, которая была сестрой Менделеева. Их он тепло вспоминал на протяжении всей своей жизни. В Омске он познакомился с дочерью декабриста Анненкова Ольгой Ивановной и ее мужем, бывал у них доме.

 

Именно на человеческие связи Достоевского с Омском надо обращать в первую очередь внимание. И мы решили сделать на это акцент в год 195-летия Достоевского. Например, мы запустили в музее цикл событий под названием «21 история из жизни Достоевского». Мы проводили лекции, открывали выставки и рассказывали, прежде всего, истории из жизни писателя.

 

Могу рассказать необычную историю одного открытия, почти детективную. В шести своих письмах Достоевский упоминал с благодарностью полковника Якова Александровича Слуцкого, который, например, помогал писателю, устроил в Омский кадетский корпус его пасынка Пашу Исаева.

 

Так вот, про этого Слуцкого я не смог найти сведений ни в одном архиве. Местные литературоведы предполагали, что Достоевский просто ошибся в написании имени и что он имел ввиду священника Александра Ивановича Сулоцкого. Мне это объяснение казалось странным, но доказательств не было.

 

И вот три года назад на одном из форумов в Москве ко мне подходит специалист из Италии и спрашивает: «А кто у вас в Омске занимается исследованием барона Слуцкого? У нас в Венеции один исследователь нашел могилу его дочери». Моему удивлению не было предела! Говорю: «Я занимаюсь».

 

Потом у меня завязалась переписка с Италией, еще я покопался в интернете, обнаружились новые источники. Выяснилось, что Слуцкий был зятем нашего известного губернатора Густава Гасфорда, соответственно девушка, могилу которой обнаружили в Италии, была его внучкой.

 

 

Умерла она совсем молодой, ей было 26. Итальянский исследователь Клаудио Факкинелли предполагает, что в Италию ее привела любовная история, а умерла она, видимо, в результате родов, так как официальной причиной смерти указана болезнь, от которой не умирают.

 

Одна из надписей на ее могильном камне гласит «До свидания, Нина». Нина это итальянская уменьшительная форма от имени Анна. Причем сделана эта надпись с орфографической ошибкой. Возможно, ее автор иностранец-возлюбленный сибирской красавицы.

 

Подробности этой истории и другие интересные факты можно прочитать в моей книге о Достоевском и Сибири «Поручаю себя вашей доброй памяти».

 

– В России уже готовятся отмечать 200-летие Достоевского, президент уже подписал соответствующий указ. А какие планы у вас как у исследователя и у директора музея им. Достоевского на ближайшие пять лет?

 

Наша главная мечта чтобы у музея появились дополнительные площади. Когда мы открылись в 1983 году, все комнаты нашего музея были расписаны и выставочный зал не предусматривался.

 

Но ведь музей должен проводить выставки! В итоге нам пришлось разобрать часть постоянной экспозиции, посвященной современным писателям и таким образом освободить место для выставочного зала.

 

На этом пространстве мы проводили и выставки, посвященные писателям, и презентации книг. У нас побывали интереснейшие выставки из разных музеев страны.

 

 

Была графика Нади Рушевой, к нам приезжали подлинники из музеев Толстого, Гоголя, Достоевского. Помню, я из Петербурга в самолете вез на руках шляпу Достоевского. Боялся ее помять, держал на руках. Люди смотрели на меня странно.

 

Правда, позже я узнал, что шляпа та была не подлинная, просто выставочный образец. А я-то дышать на нее боялся! Побывали у нас и другие интересные экспонаты. Сейчас есть планы новых выставок, и нам крайне необходимо новое помещение.

 

– А есть идея, как его получить?

 

У нас есть определенная договоренность с Агрегатным заводом. Мы им уступили часть нашей территории земли, принадлежащей музею. Взамен они обещали сделать пристройку к нашему зданию, чтобы мы могли расшириться.

 

Но два года назад было принято соглашение об охранных зонах рядом с нашим музеем и оказалось, что здесь строить нельзя, поэтому появилось новое соглашение. Агрегатный завод планирует построить на берегу Иртыша большое здание, в котором нам будет выделена площадь в 500 квадратных метров.

 

Там мы сможем разместить фонды хранилища, экспозиции, кабинеты для сотрудников. Нашему музею в 2018-м году будет 35 лет, и пора бы уже нам завести профессиональный выставочный зал, а не просто приспособленное помещение.

 

 

– А еще какие планы вы вынашиваете?

 

Еще у меня есть давнишняя мечта, но она требует большого административного и экономического ресурса. Эта мечта создание сквозного туристического маршрута по местам Достоевского в России.

 

На эту идею меня натолкнул японский исследователь творчества Достоевского, который 15 лет назад решил приехать в Омск. Он, еще находясь в Японии, оплатил такие услуги, как доставка багажа, такси от аэропорта, номер в гостинице, но здесь эти услуги он, конечно, не получил. Никаких концов, с кого требовать исполнения этих обязательств, тоже не нашлось. Японец, конечно, был в шоке.

 

Вспоминаю всегда эту историю со смехом и со слезами на глазах. Как он в аэропорту не давал мне поднять его чемоданы и вызвать такси, все ждал, что сейчас подойдут грузчики и ему подадут заказанный автомобиль. Конечно, он ничего не дождался.

 

Но я еще тогда подумал, что было бы здорово, если такой сервис все-таки наладить: организовать встречу иностранных гостей, доставку в отель, экскурсии по местам Достоевского.

 

В этот тур должны быть включены Москва, Петербург, Старая Русса, Зарайск, Омск, Новокузнецк и Семипалатинск в Казахстане. В каждый город человек приезжает, и все для него организовано. Вот такую мечтаю реализовать фантастическую идею. Будет ли это когда-нибудь сделано не знаю.

 

 

Уважаемые читатели! Теперь Вы можете комментировать материалы сайта, зарегистрировавшись здесь.

Комментирование также доступно при авторизации через любую из социальных сетей:

Уважаемые читатели! Обращаем внимание, комментарии к данному материалу проходят через обязательную премодерацию.

Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила

0
чп10.11.2016 18:16:17
Социсследования показали, что Достоевский - это бренд Омска. И среди брендов Омска нет ни театра, ни нефтезавода. Это объективно.
1
Фёкла11.11.2016 16:46:51
Вайнерман прав, при чём здесь бренд-не бренд, (слово то какое дурацкое), Достоевский просто частица истории города)
О проекте
Развлечения
 
Звезды
Светские хроники
Внешний вид
Новости
Новости соцсетей
Фотоотчеты
Присоединяйтесь
Сетевое издание БК55

Свидетельство: ЭЛ № ФС 77-60277 выдано 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Сусликов Сергей Сергеевич

CopyRight © 2008-2024 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.

И.о. главного редактора - Сусликов Сергей Сергеевич.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г.Омск, ул. Декабристов, 45/1, 2 этаж, тел.: (3812) 399-087
e-mail: info@bk55.ru

Рекламный отдел: (3812) 399-089, 399-121
e-mail: reklama@bk55.ru, reklama@bk55.ru
Яндекс.Метрика
18+ Рейтинг@Mail.ru