Уникальность экспозиции еще и в этом, что «Мастера эпохи Эдо» впервые в Омске откроют зрителю возможность в масштабном проекте познакомиться с традиционной японской ксилографией XVIII–XIX веков. Выполненные в стиле укиё-э (дословно: картины плывущего, изменчивого мира), они представляют направление городской культуры периода Эдо (1603–1868). Именно в это время гравюра приобрела статус самостоятельного искусства.
Выставка демонстрирует многообразие жанров и сюжетов, которые отражают круг интересов мастеров укиё-э. Например, театр – любимое развлечение японцев – запечатлен в гравюрах Сяраку, Сюнсё, Кунихиро, представляющих жанр якуся-э. Изображение красавиц-горожанок или знаменитых гейш (жанр бидзин-га) можно увидеть в работах Харунобу, Утамаро, Эйси, Тиканобу.
Пейзаж (жанр фуукэй-га) своей невероятной популярностью не только в Японии, но и в Европе и Америке обязан Кацусике Хокусаю и Утагаве (Андо) Хиросигэ. На выставке можно увидеть прославленные шедевры этих мастеров: Хокусая – «Волны у побережья Канагавы» («Большая волна»), «Южный ветер. Ясный день» («Красная Фудзи») и Хиросигэ – более 20 листов из серии «Пятьдесят три станции Токайдо», «Сто знаменитых видов Эдо».
На выставке есть возможность встретиться с произведением одного из самых загадочных художников Японии – Тосюсаем Сяраку. Его оригинальные гравюры с изображением актеров театра Кабуки – большая редкость не только в частных собраниях, но и крупнейших мировых сокровищницах.
Гравюры Китагавы Утамаро вошли в историю мировой художественной культуры как высшее проявление утонченного японского изящества и женственности, освященной счастьем материнской любви («Молодая женщина с ребенком у зеркала»). Выставка «Мастера эпохи Эдо» откроется во Врубелевском корпусе главного областного хранилища искусств 22 октября и будет работать до 31 января.
То есть во время новогодних каникул с ней можно будет ознакомиться всей семьей.
Виталий Маевский
фото предоставлено музеем Врубеля