Женская тема в русском искусстве — не только поиски художниками идеалов красоты, но и стремление обозначить национальные и нравственные ценности. Отечественная традиция всегда соизмеряла внешность женщины с ее внутренними качествами, душой.
Открывает выставку тематический раздел «Мать и дитя», представляющий главную ипостась женщины в русской культуре — мать, хранительницу и заступницу. Образ Казанской Богоматери, живописные, графические и скульптурные произведения, посвященные материнству, отражают особое почитание женщины-матери в России.
Раздел «Маленькая женщина» рассказывает об образах детства и девичества в искусстве. В экспозиции вошли самые яркие работы омского собрания: великолепный «Портрет Кузи и Маруси» — детей Ивана Макарова и, конечно, «У окна» — портрет дочери кисти Бориса Кустодиева.
Еще одному разделу дали название «Русские мотивы. Сказка, миф, былина». Там представлены архетипы русской красавицы — «мудры девы», «богатырши-воительницы», «сироты» или «падчерицы». Погружение в русскую старину демонстрируют такие произведения художников XIX — начала XX века, как «Настасья Микулична» Николая Рериха из новосибирского музея и «Боярыня у окна» Константина Маковского из омской коллекции.
Судя по названию выставки, организаторы, естественно, не смогли обойти тему деревенской женщины. Здесь представлено, пожалуй, самое известное полотно русского художника Василия Тропинина «Кружевница» из Нижнего Новгорода, а также работы Кирилла Лемоха, Константина Вещилова, Абрама Архипова из омского собрания.
Раздел выставки «Дама света. Время хороших манер» посвящен образам светских львиц, блестящих аристократок и статусных матерей семейств — «дам из высшего общества». Новый тип женщины в русском обществе второй половины XIX века представлен в «Женщине читающей», демонстрирующей произведения Ильи Галкина, Николая Розанова и других. Тематический блок «Муза, героиня, роковая женщина» знакомит с противоречивым типом женщины-музы, проявившемся как в литературе, так и в изобразительном искусстве.
Раздел «Горожанка» включает демократический портрет Ильи Репина и Василия Сурикова из новосибирского собрания, Александра Леонтовского и Ивана Макарова из омского музея. Завершающий раздел выставки «Праздность, нега, безмятежность…» показывает моменты уединенного женского отдыха. Идиллические пасторали деревенской жизни, поэзия уходящей русской усадьбы и уникальной дачной культуры начала XX века запечатлены в «омских» произведениях Николая Богданова-Бельского «Дама на балконе. Кореиз», Станислава Жуковского «На террасе», Дмитрия Щербиновского «Ампир», Сергея Виноградова «Дама на балконе».
Авторы выставки хотели подчеркнуть, что для искусства женская красота не делится на сословия – она лишь вдохновляет на создание шедевров. «Барышня / крестьянка» будет доступна любителям прекрасного с 28 октября по 29 января 2023 года во Врубелевском корпусе главного областного хранилища искусств.
Фото из открытых интернет источников