Сергей Фофанов: "Попытаться раздвинуть границы - это вызов человека внутри себя самого"

Передвижники - это близко и современно: образовательная программа в рамках новой выставки пыталась это доказать омичам. Крупная межрегиональная экспозиция "Право на правду" открылась в Омске накануне.
фото из открытых интернет-источников
фото из открытых интернет-источников
Сергей Фофанов

 

 

Музей Врубеля решил сочетать ее с пояснительной частью, которая длилась целый день 16 декабря. В главное областное хранилище искусств были приглашены специалисты, поделившиеся своим взглядом на творчество передвижников, 150-летию которых и была посвящена выставка с участием произведений пяти провинциальных музеев.

 

 

Одним из выступавших был москвич Сергей Фофанов, старший научный сотрудник отдела новейших течений Третьяковской галереи. Оказалось, что, получив вызов из нашего города, г-н Фофанов был в раздумьях: отправляться в Сибирь или нет.

 

 

- Это вообще очень сложная история, для меня полная неожиданности. Когда мне пришло приглашение - я пытался в вежливой форме отказаться, считая, что я не в материале. Но вопрос был поставлен так, чтобы я поделился мнением, как выглядят передвижники глазами современного человека. И тогда я сказал, что попробую.

 

В моем исполнении это будет некое эссе о том, какие корни передвижников мы можем сегодня наблюдать. И что, вообще, вопрос о человеке, который тогда был поставлен передвижниками, до сих пор актуален.

 

Вот это был один тезис. Другой - это такая очень стебная история. У меня есть презентация, которую я сделал в 2017-м году. Называется она "Родная речь русского искусства". Часто экскурсоводы используют жаргон "картинка из родной речи". То есть та репродукция, которая известна всем на постсоветском пространстве.

 

Часто люди приходят в музей, чтобы увидеть эти картинки и узнать свое детство. И вот моя лекция посвящена тому художественному материалу, который репродуцировался в учебниках с 40-х по 80-е годы.

 

 

-Вы научный сотрудник отдела новейших течений. А Третьяковка у всех ассоциируется с оплотом классического искусства.

 

- Отдел ведет свою историю с 1929 года. Поэтому это исторически плоть от плоти Третьяковская галерея. Он появился в тот момент, когда музейное дело реформировалось и современное искусство попадало в коллекции. И более того, когда интеллектуальные историки искусства пытались определить базу искусства без отрыва от экономики. От новейших времен до наших дней как единый процесс.

 

 

- То есть основываясь на жизненных реалиях?

 

- Новейшие течения - это естественная часть искусства. Музей умрет, если не будет развиваться, поэтому должен обращать внимание на тенденции сегодняшнего дня. Как-то на них реагировать, а потом уже определять, что пойдет в фонд, а что нет.

 

 

- Я перед вами общался с современным композитором. Он убежден, что актуальная музыка - это тяжело для восприятия. Новейшие течения - это сложно?

 

- Зависит от человека. Для каждого важен внутренний ответ - готов ли он принять что-то новое или остановился в развитии. Попытаться раздвинуть границы - это вызов человека внутри себя самого.

 

В идеале, когда происходит диалог, обсуждение - это всегда лучше, чем сразу антагонизм, неприятие. Есть вещи, которые вам нравятся, есть, которые нет. Главное, доверять своим чувствам.

 

Необязательно читать умную книжку, читать мнение какого-то мэтра - важно понять, что у вас внутри происходит. Самое главное - не бояться себе ответить на вопрос, почему мне нравится или почему не нравится. Сразу ставить блок - это, к сожалению, кризис и ошибка нашего общества.

 

 

- Классическое искусство должно входить в диссонас с поп-культурой или Бузова все равно победит?

 

 

- Если Бузова войдет войдет в интересный трэш, клинч, в категории иронии - это будет уже более высокая материя. А так она исчезнет, как пена. Когда это становится на грань с искусством, тогда у нее есть шанс. Но я не верю.

 

Нас от декабристов отделяет два или три поколения. Это, в общем-то, история на вытянутой руке. И если не смотреть на это, как на каменный век, а видеть в этом современность, то мы будем по-другому видеть произведения первой трети 19 века.

 

 

Фото из открытых интернет-источников

 
Уважаемые читатели! Теперь Вы можете комментировать материалы сайта, зарегистрировавшись здесь.

Комментирование также доступно при авторизации через любую из социальных сетей:

Уважаемые читатели! Обращаем внимание, комментарии к данному материалу проходят через обязательную премодерацию.

Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила

0
алексей омский18.12.2021 13:30:55
Вот именно таким я себе Иисуса и представлял...
О проекте
Развлечения
 
Звезды
Светские хроники
Внешний вид
Новости
Новости соцсетей
Фотоотчеты
Присоединяйтесь
Сетевое издание БК55

Свидетельство: ЭЛ № ФС 77-60277 выдано 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Сусликов Сергей Сергеевич

CopyRight © 2008-2024 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.

И.о. главного редактора - Сусликов Сергей Сергеевич.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г.Омск, ул. Декабристов, 45/1, 2 этаж, тел.: (3812) 399-087
e-mail: info@bk55.ru

Рекламный отдел: (3812) 399-089, 399-121
e-mail: reklama@bk55.ru, reklama@bk55.ru
Яндекс.Метрика
18+ Рейтинг@Mail.ru