Фильм полухудожественный-полудокументальный. Показана видеохроника протестного движения в Минамате и оригинальные фотографии Юджина Смита.
Как и должно быть в фильме про фотографа – восхищает красота кадра – крупные планы, внимание к деталям. Вместе с фотографом мы выцепляем самое важное.
Кадры одновременно красивые и ужасные.
Показан быт японской деревушки, особенность культуры, общения. Чувствуешь, как непросто было японским жителям, чья культура предполагает сдержанность, предать огласки свою непростую семейную жизнь, показать искореженных болезнью детей. Но им пришлось это сделать ради того, чтобы привлечь внимание к несправедливости.
Непонятно, почему в русском переводе фильм вышел под названием «Великий». Чем прокатчиков, спрашивается, не устроило оригинальное название, фокусирующееся на локации, судьбах конкретных исторических персонажей и самом феномене этой трагедии.
Называя фильм «Великий», мы перемещаем объектив на героя Деппа, ставим ему памятник, а замысел режиссера был иным. Хоть никто и не умаляет заслуги Смита, а Депп отлично справился со своей ролью. В центре все же должна быть трагедия людей, их борьба и судьбы.
Уже не говорю о том, что «Великий» звучит как-то пошловато.
Неужели создатели испугались, что зрителей отпугнет незнакомое слово «Минамата» или же они погуглят и передумают идти на тяжелый социальный фильм. Лучше мы уж выберем ванильненькое название и в сочетании с Деппом привлечем людей, так что ли?! Но это дешевый прием. Слишком дешевый для такого хорошего фильма.
Меня особенно воодушевляет, что эта история показывает, как журналистика может изменить мир. Без преувеличений.
И хотя на сказку фильм нисколько не смахивает: обязавшаяся обеспечивать жизнь пострадавших от их халатности людей компания не сдержала своих обещаний, а в 2013 году правительство Японии заявило, что местность полностью «оправилась» от ртути, тем самым закрыв глаза на людей, и по сей день страдающих от последствий – он показывает, что объединенная борьба все же дает свои плоды.
Кинокартина привлекает внимание не только к жертвам Минаматы, но и к другим экологическим катастрофам, которых повсеместно становится все больше. Актуален фильм, конечно же, и для омичей.
В принципе, вряд ли в наше время найдется человек, для которого этот фильм будет не актуальным.
Ева Сорокоумова