В Омске будет представлено 54 цветных офорта автора из частной коллекции москвича Андрея Мартынова. Вместе они составляют серию, созданную по мотивам японского средневекового романа «Гэндзи-моногатари» («Повесть о Гэндзи»).
54 главы – 54 листа – 10 лет работы. «Откроем “Повесть о Гэндзи” – человеке, замахнувшемся на Луну – символ красоты». Так называется первый лист графической серии Хироаки Мияямы, помещенный на афишу омской экспозиции.
Однако такое прямое цитирование, скорее исключение: большая часть его литографий – не книжные иллюстрации в европейском понимании, а поэтические фантазии, где каждый персонаж олицетворен веткой вишни, побегом папоротника, гроздью глицинии, цветком ириса или бутоном тюльпана. В своих лаконичных офортах художник использует стилистику японской живописи «катё-э» (или «катё-га» – картина о цветах и птицах), эстетическое кредо которой «все излишнее безобразно», и филигранно сочетает в своем творчестве традиции современной европейской гравюры: свободное пространство, фрагментарность, недосказанность эротических сцен, позволяющую смотрящему домыслить образ.
Немногие мастера занимаются сегодня цветным офортом, ведь это труд, требующий особенной сосредоточенности. Хироаки Мияяма владеет филигранной техникой. Для передачи тонких цветовых оттенков работы печатаются с пяти–семи медных пластин, а одна необходима для наложения фона, в качестве которого часто используется сусальное золото или серебро.
В течение 10 лет Хироаки Мияяма работал над большой серией произведений – графической трактовкой величайшего японского романа «Гэндзи-моногатари», крупнейшего творения японской классической литературы, созданного в эпоху Хэйан (794–1185). Авторство романа приписывается Мурасаки Сикибу, придворной даме императрицы Сёси, чье правление пришлось на 986–1011 годы.
Любовный и нравоописательный роман в 54 главах представляет собой цепь новелл, каждая из которых описывает отдельный эпизод из блистательной жизни принца Гэндзи. Японский Дон Жуан с изысканной легкостью и изобретательностью покоряет женские сердца, а имена его возлюбленных созвучны названиям цветов: Хризантема, Лилия, Фиалка… Судьбы героев переплетаются самым неожиданным образом, необычайной высоты достигают их чувства и переживания.
Фото предоставлено музеем Врубеля и из открытых интернет-источников