Эксклюзив от Игоря Николаева: «Наши» в музее «Искусство Омска»

фото Александр Катаев
фото Александр Катаев
Игорь Николаев, автор выставки "Наши"
Тезка знаменитого автора поп-шлягеров, очень креативный омский художник Игорь Николаев в преддверии 75-летия победы в Великой отечественной войне представил свой взгляд на эту непростую тему.

 

МС2 попросил автор провести небольшую экскурсию по экспозиции.

 

- Все приурочено к юбилею Победы, 75 лет. «Наши» - это тема Родины, тема войны, тема холокоста, за что люди отдавали свою жизнь. Темы глобальные, и я попытался их как-то охватить. Довольно сложный процесс был.

 

 

Как говорится, один в поле не воин, поэтому у меня много иллюстраций. Все-таки я не очевидец событий, и мне было интересно работать именно с теми людьми - это Анатолий Кузнецов, создавший «Бабий яр», это Андрей Платонов, который писал много статей о войне, и Алла Айзеншарф, еврейская поэтесса.

 

И все они меня вдохновляли на эти иллюстрации. Можно сказать, что работал с ними в содружестве. Я, можно сказать, разделил с ними ответственность за эту выставку.

 

- Долго работали над проектом?

 

- Если посмотреть этикетки, то больше всего встречается 2019 год. Последние полтора года. Большую часть времени отдавал этой выставке, хотя не знал, что она такая крупная получится (в музее «Искусство Омска» проект «Наши» занял два больших зала первого этажа - примечание МС2).

 

- Посыл к созданию проекта — это юбилей Победы, или это ваше желание?

 

- Изначально была тема «Лица войны. Стальные листы». Мне, как художнику, было любопытно поработать с этими фактурами обожженных листов. Лица мне были интересны как образы.

 

И я дальше эту тему начал развивать. А я работаю в основном сериями - на выставке вы заметите, что все тематическими блоками.

 

Я считаю, что когда одна работа, она все-таки не так работает на зрителя и на тему. А когда есть развитие одного произведения в серию, оно выходит, и получается полноценный такой рассказ о войне. Да и мне самому интересно — у меня такая натура. «Шесть видов Фудзи», «Тысяча видов океана». Как японские мастера - они же не делают одну работу.

 

Мы поделили залы по тематике. Первый мы посвятили началу войны. Все начинается с диптиха «22 июня». Каждая следующая работа развивает тему предыдущей. Здесь такое напряжение, начало войны, ожидание чего-то. Это неизвестность, она пугает. Такая лаконичность - здесь нет мелких деталей.

 

 

Диптих "22 июня". С него начинается проект "Наши".

 

- А в какой технике выполнены работы?

 

- В авторской. Использовал набор таких приемов, которые похожи на печатную графику. Все думают, я их на станке печатаю. На самом деле валиком в основном катаю. Валик, краска типографская, и откатываю, затираю потом разными способами краску.

 

- То есть, создается какой-то один фон?

 

- Да, создается один фон, а потом делаю прорисовку уже в традиционной технике. Мне нужна какая-то основа, как обычно живописцы это делают - техника получается на грани между живописью и графикой. Потом прорисовываются мелкие детали.

 

Эта минималистичность, она и дает напряжение, грандиозность. Событие какое-то страшное происходит, и это незнание, оно пугает.

 

- Это то, что будет понятно молодым вашим зрителям. Они любят, когда лаконично и сразу бьет по восприятию.

 

- У нас общество потребления, и они действительно любят потреблять сразу. И даже некоторые не читают, хотя у нас здесь много текста.

 

На выставке фотографии 1940-41 годы, когда предчувствие войны уже написано на лицах. Идет фильм в рамках экспозиции «Александр Невский» - он же был создан еще до войны, но предчувствие уже читается на лицах. В искусстве нагнетание военной обстановки уже было.

 

Фотографии у нас подлинные. Я их перевел на лист способом трафаретной печати, потом валиком закатывал и придавал им где-то монохромность, а еще убирал новизну и правильность, которая есть в фотографиях.

 

 

 

Фотография становится художественной, когда ты добавляешь в нее какой-то брак, чтобы получился образ. Есть в первом зале и два арт-объекта — техника, в которой не работаю, потому что она объемная.

 

Арт-объект от Игоря Николаева

 

Это рельефы разных материалов - металл, дерево, стекло. Достаточно грубые, необработанные. Они тоже придают некоторую брутальность этой теме войны. Мы видим двух солдат, две противоборствующие стороны.

 

Я старался уходить от темы национальности, потому что сейчас очень разделяют - кто воевал, кто не воевал. Была советская армия, советский солдат, и была немецкая армия, но не немцы все плохие, а фашистская Германия.

 

Игорь Николаев во втором зале своей экспозиции "Наши"

 

 

Виталий Маевский
фото Александр Катаев

Уважаемые читатели! Обращаем внимание, комментарии к данному материалу проходят через обязательную премодерацию.

Зарегистрироваться вы можете здесь.

Комментирование также доступно при авторизации через любую из социальных сетей:

Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила

О проекте
Развлечения
 
Звезды
Светские хроники
Внешний вид
Новости
Новости инстаграма
Фотоотчеты
Присоединяйтесь
Сетевое издание БК55

Свидетельство: ЭЛ № ФС 77-60277 выдано 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Сусликов Сергей Сергеевич

CopyRight © 2008-2020 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.

И.о. главного редактора - Сусликов Сергей Сергеевич.
email: pressxp00@tries55.ru

Редакция сайта:
г.Омск, ул. Декабристов, 45/1, 2 этаж, тел.: (3812) 399-087
e-mail: bk55@tries55.ru

Рекламный отдел: (3812) 399-089, 399-121
e-mail: rakurs@tries55.ru, pressa@tries55.ru
Яндекс.Метрика
18+ Рейтинг@Mail.ru