Даниил Крамер: «Понятия не имею, существую ли я»

 Французы называют пианиста Даниила Крамера «виртуозом», англичане - «профессором ритма», немцы - «неистовым джазменом». Но время от времени российского «бога импровизации» одолевает комплекс собственной бездарности.

По моим подсчетам, с 1984 года я провел в дороге почти пять лет. Просто просидел в купе 1/10 своей жизни.

Почти каждый музыкант переживает комплекс собственной бездарности. Случается, публика тебя провожает с диким восторгом, а ты не знаешь, куда себя от горя девать, потому что сыграл не так. И всю ночь ходишь в номере отеля как тигр в клетке. Начинается депрессия, и неделями твердишь себе: «Бездарь! Да тебе пора уходить со сцены». Но после удачного концерта начинается эйфория, и все налаживается.

Моя любовь к джазу началась с нелюбви к нему. Мне всегда нравились красивые аккорды, ритм, но я не ставил джаз вровень с музыкой Баха и Моцарта. Когда я переехал в Москву, то готовился к конкурсу Чайковского, но так получилось, что на первом курсе я влюбился – это иногда с мужчинами происходит. Моя девушка была более продвинутая, чем я, поэтому она пригласила меня на джазовый концерт. Я сопротивлялся как мог, но когда она говорит: «Ничего не знаю, Я ХОЧУ», нам, мужчинам, ничего не остается делать, как грустно развести руками и покорно идти, готовясь скучать полтора-два часа. Однако после концерта Леонида Чижика (знаменитый джазовый пианист, композитор – ред.) я вышел с отвисшей челюстью и полным непониманием – что же такое джаз?

Мне все равно, кто пришел на мой концерт: президенты, князья, герцоги или короли. Несколько месяцев назад я играл для его величества Хуана Карлоса (король Испании – ред.). После концерта он подошел ко мне, поблагодарил, пожал руку. Высокий пожилой красивый дядька. Но вы думаете, для него я буду играть лучше, чем для рабочего с завода? Я вас умоляю.

Я никогда не был и не буду рвачом. Все мои концерты должны быть доступными – это моя принципиальная позиция.

Мой самый любимый фильм – «Матрица». Он очень умный и отвечает многим моим мыслям о том, есть ли вообще реальность, в которой мы с вами существуем. Много раз задавал себе вопрос: а что я, собственно, знаю о том мире, в котором живу? Оказалось – только то, что мне о нем рассказывают. И больше ничего! Это неправда, когда говорят, что мы познаем мир по ощущениям. Если я смогу убедить, что ложка раскаленная, и дам вам ее в руки, вы получите ожог. Ощущения врут. Нас можно убедить в чем угодно.

Я не уверен, что мир, в котором мы находимся, реально существует. И даже понятия не имею, существую ли я. Поэтому и ушел в виртуальный мир (потому что твердо знаю – его нет), из него возвращаюсь только для того, чтобы играть для вас.

Раньше стеснялся, но теперь гордо говорю – я геймер. Причем достаточно известный, но ник свой не скажу. Если бы вы пришли ко мне домой, вы бы увидели одну из лучших коллекций компакт-дисков в стране (а может, и в мире), где собраны все возможные компьютерные игры двух жанров: RPG и Strategy. Мой виртуальный мир состоит из игр, компьютерных партнеров, которых я не вижу и никогда не увижу. Меня это устраивает: могу жить, флиртовать, побеждать, умирать. Быть таким, каким я не являюсь в жизни. Родные, друзья меня понимают. Находясь в виртуальном мире, я могу сочинять музыку. Это для меня не наркотик. Скорее мой образ жизни, способ моего мышления.

Я человек мирный, но твердый. В Советском Союзе были убеждены, что из пианиста, который не научился рыть окопы, держать ружье, не получится музыкант. Поэтому в 9-м классе меня взяли на военные сборы. Спустя какое-то время выдали автомат, и я выстрелил. Услышал, как свистит пуля, как она входит в мишень. И представил, что вместо нее может быть человек. Все это настолько потрясло меня, что я положил автомат и сказал, что больше никогда не возьму его в руки. Скандал был страшный: «Что значит не возьмешь? Что тебе скажу, то и будешь выполнять». Но я твердо решил, что свою честь никому отдавать не буду. Я искренне не понимал, почему человек, которому навесили две или три звездочки, командует мной. Если будет опасность для моей семьи, я глотку буду рвать. Мне для этого не надо приказывать.

Дети не дураки, они прекрасно чувствуют разницу между тем, что происходит в жизни, и тем, что говорят по телевизору. Мне очень понравился опрос, который провели в Курске среди детей, но по понятным причинам не опубликовали. Опрос был на тему «Кем ты хочешь быть и почему?». Небольшой процент ответил: «Поп-звездой – хочу много мерседесов, денег, поклонников и чтобы меня все узнавали на улице». Немногие мечтают стать врачами, но только в частных клиниках. Некоторые хотят быть военными, но только генералами, маршалами – «хочу командовать, чтобы все меня слушались». Космонавтами быть никто не захотел. Мечтают стать бизнесменами, но с поправкой – только олигархами. А вот больше 70 процентов дали потрясающий ответ: «Хочу быть чиновником – потому что он всех «прижмет».

До третьего класса меня били, как минимум, два раза в неделю. Я родился в интеллигентной еврейской семье, но жили мы на одной из самых хулиганских харьковских улиц – Клочковской. В школе я был единственным еврейским мальчиком. В Украине в 60-е годы явного антисемитизма не было, но только всю юность я рос под влиянием утверждения мамы: «Если хочешь, чтобы тебя признали равным, ты должен быть на десять голов выше остальных». Порой доходило до того, что меня били группами, а учителя проходили мимо и старались в мою сторону не смотреть. А потом был скандал: в третьем классе, когда меня били человек пятнадцать. Я понял, что умираю, и первый раз в жизни начал драться. В итоге сломал кому-то руку: бил не разбирая, и меня били не разбирая. Только увидев лужи крови, взрослые нас остановили. После этого случая мама отдала меня в специальную музыкальную школу. Там сразу началась новая жизнь.

Моя основная задача – просто сыграть. За этими словами стоит вся моя 52-летняя жизнь.

Справка 
Даниил Крамер – джазовый пианист, педагог, композитор и продюсер. Обладатель Европейской премии им. Густава Малера. Заслуженный артист России, открывший в Московской консерватории впервые за всю историю ее существования класс джазовой импровизации. Создатель всемирно известных сборников джазовых пьес, попавший в Книгу рекордов Гиннесса как пианист, переигравший по скорости компьютер.

Текст: Екатерина Черненко. Фото: Ирина Губарева и из архива Омской филармонии

Уважаемые читатели! Теперь Вы можете комментировать материалы сайта, зарегистрировавшись здесь.

Комментирование также доступно при авторизации через любую из социальных сетей:

Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила

О проекте
Развлечения
 
Звезды
Светские хроники
Внешний вид
Новости
Новости соцсетей
Фотоотчеты
Присоединяйтесь
Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77 - 88403 выдан 29.10.2024 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Шихмирзаев Шамил Кумагаджиевич

CopyRight © 2008-2024 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.

И.о. главного редактора - Кузнецов Игорь Александрович.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: info@bk55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: reklama@bk55.ru, reklama@bk55.ru
Яндекс.Метрика
18+ Рейтинг@Mail.ru