«И после смерти гореть». Майя Михайловна Плисецкая скончалась 2 мая 2015 года в Мюнхене на 90-м году жизни от обширного инфаркта миокарда. Могилы ее матери и родственников – на Новодевичьем кладбище. Воля умершей такова: когда настанет печальный час и из жизни уйдет ее муж, композитор Родион Щедрин, соединить воедино их прах и развеять его над Россией. Никаких речей и пышных прощаний… Особенной Плисецкая была не только в танце. Балет научил ее выносливости, прямолинейности и бесстрашию.
Она уже – и навсегда – символ российской культуры. Ее биография – легенда, ее именем названа планета, ее манера танца – канон, недостижимая вершина.
«Майя, наденьте юбку, прикройте голые ляжки!» Настоящим балетным прорывом в 1967 году стал спектакль «Кармен-сюита». Поставил его великий кубинец Альберто Алонсо. Получилось так смело, что публика на первом спектакле не очень-то его и поняла. Ведь ждали чего-то в стиле «Дон Кихота» – красивые пачки, веселые танцы. А тут разговор о свободе, любви, о власти. Министр культуры Фурцева второй спектакль запретила за излишнюю сексуальность.
Спас балет муж Майи Михайловны Родион Щедрин. Сообщил Екатерине Алексеевне Фурцевой, что в Доме композиторов заказан банкет, все оповещены и аванс внесен: «Иначе «Голос Америки» раструбит на весь свет!». Фурцева согласилась, но с условием: «Поддержки убрать, любовное адажио сократить, поменять костюмы. Майя, наденьте юбку! Прикройте голые ляжки. Это сцена Большого!». Финал любовного адажио Плисецкая показала лишь через несколько лет.
Фурцева называла Плисецкую «предательницей классического балета». И предостерегла: мол, «Кармен» умрет. На что балерина ответила: «Кармен умрет тогда, когда умру я». В последние годы она замечала: «Сейчас я уже могу сказать, что я умру, а Кармен – нет...»