С 19 по 26 октября в Омске пройдет фестиваль «Неделя экспериментального театра», где труппы из нескольких российских городов покажут 12 необычных, местами даже сюрреалистичных спектаклей. О том, что нас ждет на фесте, рассказала один из организаторов мероприятия режиссер Наталья Козловская.
- На протяжении восьми дней в нашем городе будет происходить непрерывное движение. Ведь фестиваль не ограничится одним только показом спектаклей. В день открытия в программе запланировано торжественное театральное шествие, где наши омские и приглашенные из других городов актеры в костюмах и в гриме проследуют от ДК имени Малунцева до театра «Студии» Любови Ермолаевой. Также намечается фотопроект «Станиславский в Омске», который организуют наши друзья - театр «Третий круг». Он заключается в том, что люди, приложив к лицу маску Станиславского, будут фотографироваться по всему городу. Это могут быть улицы и магазины Омска, театры и стадионы - все что угодно. А в день открытия фестиваля мы увидим все эти снимки. Также у нас запланированы мастер-классы, читки, эскизные показы пьес современных драматургов и многое другое.
- Наталья Владимировна, в прошлогоднем интервью вы говорили, что хотели бы проводить фестиваль раз в два года, поскольку его организация очень нелегкий труд. А в этом году, к нашему счастью, мы снова видим фестиваль в полном цвете.
- Да, просто очень много зависело от финансирования. Ведь мы должны не только привезти театральные коллективы в Омск, но и обеспечить им проживание, транспорт… Но поскольку «Неделя экспериментальных театров» проводится уже восьмой год, опыта, к кому обратиться за помощью, у нас уже побольше. Чего мы только ни делали - искали спонсоров, заполняли заявки на гранты, добивались каких-то льгот. В этом году нас поддержали, и я очень рада, что люди заинтересованы в том, чтобы в нашем городе происходило движение.
- А если предположить, что у вас было бы достаточно средств, что бы вы добавили в ваш фестиваль?
- Конечно, хотелось бы со временем вывести мероприятие на новый уровень. В первую очередь, чтобы фестиваль не замыкался на одном Омске, а спектакли-победители смогли поездить и по другим городам России. Также хотелось бы расширить географию участников фестиваля и наших гостей. Мы бы с удовольствием пригласили на мастер-классы опытных педагогов из-за рубежа. Вообще, задумок много, надеюсь, к юбилею, мы сможем все это воплотить в жизнь.
- А как насчет проведения уличных спектаклей?
- Мы и так их проводим! Только в этом году в силу обстоятельств пришлось передвинуть сроки фестиваля на октябрь. Уже холодно, поэтому делать ставку на уличные перформансы мы не будем. Зато в процессе подготовки наши актеры провели несколько так называемых «рекламных» акций. У нас есть придуманные фестивальные существа - Мюмлы и Бигни. И вот актеры, перевоплотившись в них, бежали забег на 5 км на Сибирском международном марафоне на радость болельщикам и участникам соревнования. Потом мы устраивали шествие по центральным улицам Омска - били в барабаны, возвещая о том, что фестиваль уже совсем близко. Кто-то из прохожих реагировал положительно - подходил, интересовался, кто-то старался скорее проскочить мимо. Просто у нас в городе люди не привыкли к уличным представлениям. Наверное, они ассоциируются с промоушенами, и прохожие боятся, что к ним сейчас подойдут и будут что-то навязывать.
- Наталья Владимировна, расскажите про несколько самых, на ваш взгляд, необычных постановок, которые можно будет увидеть на «Неделе экспериментального театра»?
- Интересный экспериментальный спектакль - «Маленькие трагедии» театра «Студия» Любови Ермолаевой режиссера Максима Диденко, который будет показан в день открытия фестиваля. Месса-парафраза - музыкальный жанр. Максим Диденко воспринимает текст как музыкальную партитуру и в соответствии с этим выстраивает особую композицию спектакля. Эта работа отличается насыщенностью и смелостью режиссерских приемов, непривычной для драматического артиста манерой существования, стильным художественным оформлением. Кто-то обязательно скажет на обсуждении спектакля, что с Пушкиным так поступать нельзя. Хотя, я думаю, Александр Сергеевич был очень смелым человеком и в душе всегда был за эксперименты, а в театре говорил главное «истинность страстей и правдоподобие чувствований в предполагаемых обстоятельствах пьесы», а с этим все в порядке в этом спектакле. Потом абсолютно минималистический спектакль нам представит театр «Вариант» из города Тольятти. В постановке, которая получила название «Мужчина. Женщина. Пистолет», участвует всего два актера. Помимо этого их окружает практически пустая сцена. Из оформления – только видеопроекция на полу. А вот толкиенисты оценят спектакль «Домик утраченной мечты», который к нам привезет еще один театр из Тольятти «Инако». Эта постановка создана по мотивам произведений Джона Толкина. Только эльфов и хоббитов там не будет, а действие развивается по сюрреалистическим законам. Где-то первые 15 минут все погружено во тьму, и мы слышим только текст. Потом понемногу начинают возникать персонажи, и перед нами появляется модель сценической коробки, а в ней – голова, которая продолжает рассказывать нам эту историю. В этой постановке много юмора, что очень радует.
- Слушая про говорящую голову в коробке, невольно напрашивается вопрос: а где пролегает граница между экспериментальным искусством и откровенным бредом? Иной раз придешь на выставку и спектакль и думаешь: может быть, это просто ты такой недалекий и ничего не понимаешь, а перед тобой настоящий шедевр!
- Ощущение бреда возникает, когда зритель перестает понимать правила игры, законов, по которым развивается действие. Голова в коробке - это прием, а приемы могут быть какие угодно. Если это сделано не просто для того, чтобы удивить, а служит определенной художественной цели, помогает раскрыть замысел режиссера и автора. Если создатели - коллектив и режиссер - в ходе своих экспериментов запутались, потеряли цель, для чего создается произведение, то они непременно запутают зрителя, и у него возникнет ощущение «полного бреда». Какой бы необычной была форма - шокирующей, загадочной, сложной - она все же является следствием того содержания, которое в ней содержится. И если это содержание понятно, близко и трогает зрителя, оно будет принято зрителем. Здесь мне бы хотелось привести цитату Павла Флоренского: «Истинный художник хочет не своего «во что бы то ни стало», а прекрасного, объективно прекрасного, то есть художественно воплощенной истины вещей, и вовсе не занят мелочным самолюбивым вопросом, первым или сотым говорит он об истине. Лишь бы это была истина, и тогда ценность произведения сама собой установится».
Екатерина Шишикина