Атмосфера рассказов «Солнечный удар» и «Окаянные дни» передана, может быть, не детально точно, но близко и красиво. Вы сделали очень смелый шаг, соединив два абсолютно разных и, на первый взгляд, не связанных произведения. Однако это противопоставление показало красоту нашей жизни, которую мы частенько гробим собственными руками. Вот что еще мне кажется занятным, Никита Сергеевич, вы создавали картину 37 лет, а вышла она именно в этом году в нашей политической ситуации. Хочу сказать, она появилась как нельзя кстати.
Съемки проводились в России, Швейцарии и на Украине. Главный герой Поручик, которого сыграл латышский артист Мартинс Калита, временами раздражал - его исступленный взгляд, разговоры с набитым черной икрой ртом и бесконечная погоня за шарфом (я понимаю, что это символично, но все-таки полфильма для неуловимого шарфика - это слишком).
А вот на незнакомку в шляпе и сетчатых перчатках, которую исполнила начинающая актриса Виктория Соловьева, можно было смотреть бесконечно - безмятежная, легкая, «с перчинкой» во взгляде. Только вот эротическую сцену вы что-то скомкали, Никита Сергеевич. Ожидание одного из кульминационных моментов было нагнетающим, сам же эпизод - непонятным и неискренним.
Игра второстепенных персонажей заостряла взгляд и накаляла интерес. Хорошие ребята, особенно бывшая заключенная, ставшая вершительницей судеб офицеров, символизирующая советскую власть... В ней все детально прорисовано - пухлые губы, несимметричное лицо, нервные замашки, грубоватый голос. Спасибо! За ней было очень интересно наблюдать. Самой сильной в фильме оказалась последняя сцена; не хочется злоупотреблять сравнениями, но все-таки: она как тонкое остро заточенное лезвие проехалась по сердцу. Я закрыла глаза.
Честно говоря, Никита Сергеевич, я ожидала, что вы заберете мою душу на время фильма, повертите ее у себя в руках и совершите там переворот. Ан нет. Душа на месте, мысли тоже, только в конце что-то екнуло. Погрузиться в фильм с головой не получилось, все-таки три часа - это много для таких маленьких рассказов. Картину можно сравнить с двумя фотографиями - цветной и черно-белой, на которых иногда менялись позы и лица, не хватило динамики. По секрету должна вам признаться, на втором часу просмотра фильма люди, сидящие рядом, поглядывали на часы и глубоко вздыхали. Но вы не расстраивайтесь, сегодняшний зритель, привыкший к коротким и легким жанрам, морально не готов к такому кино. Картина вышла противоречивая, но сильная. Думаю, она останется в истории отечественного кинематографа надолго. Спасибо вам большое! Фильм снят с любовью, от всего сердца - это чувствуется с первых кадров. Не переживайте по пустякам, думайте о хорошем, пейте крепкий чай и извините, если что не так».
Оценка 7 из 10.
Валерия Крыжберская