Радуга жизни Николая Брюханова

О Николае Михайловиче Брюханове в интернете вы найдете от силы несколько строк: «омский художник-«шестидесятник», живописец, монументалист, прикладник. Родился в 1928-м, умер в 1979-м...

«Искусствовед расскажет вам, что Брюханов – автор нескольких фундаментальных мозаик, сделавших в свое время «лицо» города. Впрочем, затем добавит, что при жизни он, как многие «шестидесятники», оценен не был, критиковался властями и «культурными» чиновниками за то, что «искажает образы советских людей».

Сегодня творчество Брюханова переоценивают. Говорят, не искажал – «выправлял». Говорят, что его работы определили характер изобразительного искусства в Омске. Говорят, был чудовищно талантлив и самобытен. Называют «омским Малевичем». По крупицам собирают растерянное за эти годы... Готовятся отмечать в этом году его 85-летний юбилей. Картину «Ветеран» реставрируют всем миром – ее жаждут видеть на иногородних выставках.

Благодаря дочери художника Наталье Шуплецовой «БК» нарисовал портрет Николая Брюханова, составленный из уникальных историй и воспоминаний.


Художник обожал животных. Кто только не находил приют в его доме и мастерской: под диваном прятались ужи, на подоконнике ворковали отогре­вшиеся голуби. Дочь благодаря отцу получила как-то в «подопечные» голого воробья, выпавшего из гнезда, и ее утро начиналось с отцовского громкоголосого: «Наташка, вставай ребенка своего кормить!».

В мастерской обитал ежик Егорка. Там же верховодил ангорский кролик-альбинос Ленка. Ленка был куплен на рынке как «малышка-крольчиха». «Малышка» оказалась самцом, который вымахал размером с хорошего кота, был хозяину другом, пил молоко из вредности (чтобы Егорке меньше досталось), ел мясо и колбасу, питал слабость к томатному соку.

«У отца была язвенная болезнь, – рассказывает Наталья. – Мама покупала ему сок из детского питания в маленьких баночках. Ленка порой сунется полакомиться – а морда широкая, не входит. Он разозлится, разобьет банки, а осколки вылизывает. Или, бывало, вымажется в краске, пока шарит по ящикам в поисках обожаемых шкурок от копченой колбаски».

Брюханов души не чаял в Ленке. Но главной любимицей отца была собака Альфа: остроухая, небольшая. Хозяину была предана без меры. И пережила его совсем ненадолго...


Художник с семьей жил на набережной Иртыша: на месте нынешней гостиницы «Иртыш» стоял двухэтажный барак. Город строился на глазах жителей: вырастали речной вокзал и окрестные дома. Рядом было здание художественного фонда: там, в своих мастерских, художники проводили едва ли не больше времени, чем дома.

Было место, куда Брюханов стремился всей душой, – лес. Побыть на природе он возможности не упускал, охотился за вдохновением. Вставал в выходной в шесть утра, надевал кирзачи, шел всегда быстро, песенку насвистывал... Дочь Наташа, бывало, топает следом и кричит: «Тятя, не успеваю!»

На опушке останавливался, кланялся: «Здравствуй, товарищ лес! Чем ты нас порадуешь сегодня?» Оглаживал деревья, справлялся о здоровье. Лес радовал ароматами, цветами, грибами (Брюханов был грибником заядлым, грузди да обабки определял по запаху). Спустя пару часов верный спутник-рюкзак художника оказывался наполнен корой, валежником, корнями...

Страстью Брюханова были поделки из лесных этих подарков: кувшины-петухи с чашками-цыплятами, шкатулки, статуэтки, подсвечники. «В войну лес дал нам возможность выжить, – рассказывал художник. – Сушили и рубили самосад на продажу». Курить вот только Коля Брюханов начал очень рано и курил потом помногу, всю жизнь.


Крупный тяжелый мазок, не всегда понятные коллегам и зрителям цвета – глубокие, сложные, свое видение мира – вот что отличало работы Николая Брюханова. Эмоциональный, живой, с открытым сердцем, он не вписывался в царствующий тогда соц­реализм.


Ленин по брюхановски

Его картины писались не для маленьких комнат: «лицом к лицу» увидеть композицию сложно, а вот издали она кажется объемной. Работы Брюханова не были ни пафосными, ни праздничными, на портретах – задумчивые глаза... Его Ленин – совершенно нетипичный для того времени – будто ссутулившийся, перебирающий в памяти собственные судьбоносные решения и переосмысливающий их: «что же дальше?». Его «Ветеран» (тот самый, которого сейчас реста­врируют в Омске) – как короткая повесть о войне без прикрас, не о победном шествии, а о тяжелых потерях. И знаменитый его «Славянский марш» – та же история.


Фрагмент мозаики работы Брюханова


Портрет Кондратия Белова работы Брюханова

«Помню картину «Отдых», – рассказывает Наталья. – На сеновале мужчины, один в красной рубахе – отец мой очень любил красный цвет. Чего только он не выслушал: «все в стране работают, а эти отдыхают!», «он у вас из флага рубаху себе сшил?»... Такая реакция на папины работы была типичной. Он огорчался, обижался, порой переделывал что-то, но потом все равно возвращался к своему. Очень вдохновлялся, когда получал заказ, но были они не так часты, к сожалению».


Больших денег художник Брюханов в дом не приносил: его гонорары в основном уходили на краски да холсты. Семью обеспечивала супруга. Работала она медсестрой. Познакомились они еще в те годы, когда Николай служил в авиации стрелком-снайпером, а она трудилась в части старшей сестрой. И все последующие годы обеспечивала художнику надежный тыл.


Художник искренне любил свою супругу

В творческом процессе участвовала вся семья. Делают художнику заказ на мозаику: значит, жена будет мешать бетон, сын Колька и дочь Наташа – отмывать и сортировать плитку для будущего панно.


Первая персональная выставка состоялась в 1979 году. Сразу после открытия художник скончался. Работы «разбежались» по рукам, следы многих из них затерялись. Брюханов всегда был бессребреником, коммерческой жилки не имел, да и детям это передалось. К открытию выставки у художника не было даже костюма, Колькин пиджак взял...


С сыном на открытии выставки

Кирза, роба, взлохмаченная борода – таким запомнили Брюханова люди. Студенты худграфа, как-то помогавшие художнику оформлять персональную выставку, но не зна­вшие его в лицо, однажды приняли автора за простого рабочего.


Художник любил своих детей: не жалел на них ни времени, ни добрых слов. «Всегда у него в кармане находилось несколько копеек на то, чтобы я могла полакомиться своими любимыми блинами в «Чудеснице». Или посмотреть новую постановку в ТЮЗе», – рассказывает Наталья. На Новый год Наташа и Коля Брюхановы щеголяли в шикарных маскарадных костюмах: отец делал то шлем для Пожарного, то палитру для Карандаша, то золотой ключик для Буратино.


Семья художника

Дни рождения художника и его дочери были рядом, отмечали их всегда в один день. Из дерева он выстругал два подсвечника, большой и маленький, две свечи горели на столе весь вечер, а именинники сидели плечом к плечу.


Брюханов с маленьким Колей

По стопам отца не по­шли ни дочь, ни сын, ни их дети. Лишь одна внучка, 13-летняя Александра Николаевна, занимается сейчас в художественной школе. Говорят, есть талант.


Вставал Брюханов с первыми петухами и заваривал чай: крепкий, черный, в фарфоровом чайнике. Но это вовсе не было пределом его кулинарных способностей. Художник собственноручно готовил сальтисон, закуски из креветок и кальмаров, а в центре праздничного стола порой возлежал на блюде запеченный в тесте гусь с яблоками «по-брюхановски».

И все же коньком его был шашлык. Художник частенько собирал друзей и близких на пикник. Даже эпиграмма однажды родилась: «На берегу средь буйных трав лежит Брюханов, лапы вздрав». Он никогда не брал с собой приборы: «бил баклуши» прямо в лесу, моментально выстругивая из дерева ложки...

Елена Ярмизина

Фото из семейного архива Брюхановых

Уважаемые читатели! Теперь Вы можете комментировать материалы сайта, зарегистрировавшись здесь.

Комментирование также доступно при авторизации через любую из социальных сетей:

Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила

0
Ин20.05.2013 08:00:21
Вот это человечище и талантище!!!
О проекте
Развлечения
 
Звезды
Светские хроники
Внешний вид
Новости
Новости соцсетей
Фотоотчеты
Присоединяйтесь
Сетевое издание БК55

Свидетельство: ЭЛ № ФС 77-60277 выдано 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Сусликов Сергей Сергеевич

CopyRight © 2008-2024 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.

И.о. главного редактора - Сусликов Сергей Сергеевич.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г.Омск, ул. Декабристов, 45/1, 2 этаж, тел.: (3812) 399-087
e-mail: info@bk55.ru

Рекламный отдел: (3812) 399-089, 399-121
e-mail: reklama@bk55.ru, reklama@bk55.ru
Яндекс.Метрика
18+ Рейтинг@Mail.ru