Противников у этого проекта было предостаточно. Хотя глава Омского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Никита Шалмин в своем выступлении фактически представил защитников шара Трохимчука «могучей кучкой». Дескать, их на столько мало, что и говорить серьезно об этом не стоит.
Но в «Титане» решили по-другому. Вместе с мэром предложили площадку напротив так называемой высотки «Золотой зуб» и магазина «Океан».
У нее есть много достоинств. Хотя новая площадка по мнению скульптора Михаила Минин лишена «прямой исторической связи».
«Главное преимущество, которое мы имеем сейчас -это связка с водой. Его не было на прежнем месте. Данное место нам дает простор и перспективу. Оно просматривается, как со стороны второй омской крепости, так и с набережной, не говоря уже о Ленинградском мосту», - рассказал автор.
Но главное преимущество- это то, что не придется переносить какие-либо коммуникации. По словам директора департамента культуры Олега Федоренко, их там нет.
Его спич подтвердил и мэр, когда поступило предложение одного из присутствующих историков в качестве места дислокации памятника основателям Омска выбрать Центральный пляж. На нем, как уверен специалист, и высадилась экспедиция Бухгольца, приплывшая сюда на плотах. Караван растянулся на 500 метров и другого места пришвартоваться, дескать, и быть не могло.
Историк предложил украсить конным Бухгольцем сквер напротив бывшего Кадетского корпуса, который, по его мнению, имеет незавершенный вид. Но ему сразу же возразили, что история с переносом коммуникаций там требует дополнительного времени.
Его нет. Памятник планируют установить к грядущему Дню города.
Споры возникли и из-за ракурса скульптуры.
«Если мы поставим постамент вдоль дороги, чтобы он смотрел в сторону крепости, то складывается ситуация, что люди, едущие с южной окраины набережной, будут видеть неумолимо приближающийся зад памятника. И солнце с утра будет освещать именно эту часть памятника», -пояснил автор проекта.
Поэтому Бухгольц будет смотреть на Иртыш. Некоторым членам топонимической комиссии не понравилось, что тыльная сторона памятника обращена к городу. Но и этот препон преодолели.
Г-н Шалмин уверен, что у скульпторы Бухгольца от Минина «несколько удивленный вид». Он считает, что перенос шара Трохимчука необходим и именно на месте него должен стоять Бухгольц со штандартом.
Федоренко, явно консультировавшийся со специалистами от истории, возразил ему, что таким образом Иван Дмитриевич больше напоминает представителя «войска польского», коим не являлся. Да и вообще, носить штандарты, как символ государственности, имел право строго ограниченный круг людей, в который Бухгольц не входил. Шалмин назвал памятник «фейком» от истории.
Минин пояснил, что от штандарта отказались из-за стилистического перегруза композиции, вызванного новым местом установки. Итогом заседания топонимической комиссии явилось принятие 14-ю голосами «за» предложения группы компаний «Титан» о том, что памятнику будет лучше на Иртышской набережной.
Против проголосовал лишь Никита Шалмин.
Фото предоставлено мэрией Омска