В моем исполнении это будет некое эссе о том, какие корни передвижников мы можем сегодня наблюдать. И что, вообще, вопрос о человеке, который тогда был поставлен передвижниками, до сих пор актуален.
Вот это был один тезис. Другой - это такая очень стебная история. У меня есть презентация, которую я сделал в 2017-м году. Называется она "Родная речь русского искусства". Часто экскурсоводы используют жаргон "картинка из родной речи". То есть та репродукция, которая известна всем на постсоветском пространстве.
Часто люди приходят в музей, чтобы увидеть эти картинки и узнать свое детство. И вот моя лекция посвящена тому художественному материалу, который репродуцировался в учебниках с 40-х по 80-е годы.
-Вы научный сотрудник отдела новейших течений. А Третьяковка у всех ассоциируется с оплотом классического искусства.
- Отдел ведет свою историю с 1929 года. Поэтому это исторически плоть от плоти Третьяковская галерея. Он появился в тот момент, когда музейное дело реформировалось и современное искусство попадало в коллекции. И более того, когда интеллектуальные историки искусства пытались определить базу искусства без отрыва от экономики. От новейших времен до наших дней как единый процесс.
- То есть основываясь на жизненных реалиях?
- Новейшие течения - это естественная часть искусства. Музей умрет, если не будет развиваться, поэтому должен обращать внимание на тенденции сегодняшнего дня. Как-то на них реагировать, а потом уже определять, что пойдет в фонд, а что нет.
- Я перед вами общался с современным композитором. Он убежден, что актуальная музыка - это тяжело для восприятия. Новейшие течения - это сложно?
- Зависит от человека. Для каждого важен внутренний ответ - готов ли он принять что-то новое или остановился в развитии. Попытаться раздвинуть границы - это вызов человека внутри себя самого.
В идеале, когда происходит диалог, обсуждение - это всегда лучше, чем сразу антагонизм, неприятие. Есть вещи, которые вам нравятся, есть, которые нет. Главное, доверять своим чувствам.
Необязательно читать умную книжку, читать мнение какого-то мэтра - важно понять, что у вас внутри происходит. Самое главное - не бояться себе ответить на вопрос, почему мне нравится или почему не нравится. Сразу ставить блок - это, к сожалению, кризис и ошибка нашего общества.
- Классическое искусство должно входить в диссонас с поп-культурой или Бузова все равно победит?
- Если Бузова войдет войдет в интересный трэш, клинч, в категории иронии - это будет уже более высокая материя. А так она исчезнет, как пена. Когда это становится на грань с искусством, тогда у нее есть шанс. Но я не верю.
Нас от декабристов отделяет два или три поколения. Это, в общем-то, история на вытянутой руке. И если не смотреть на это, как на каменный век, а видеть в этом современность, то мы будем по-другому видеть произведения первой трети 19 века.
Фото из открытых интернет-источников