Так, Атрейдесы напоминают нам европейских аристократов времен рыцарства, жители Арракиса – жителей мусульманских стран с характерной одеждой, лысые Харконнены вообще изображены как чистое зло (конечно, в классическом фэнтези без него никуда), невольно вспомнишь Воландеморта (хотя он появился на лет тридцать с лишним лет позже) или орков из «Властелина колец».
Атрейдесы
фото: imdb.com
Фримены
фото: playground.ru
Харконнены
фото: getyourcomicon.co.uk
Ощущение «уже было» дополняет самокопирование Вильнева, визуально мне «Дюна» очень сильно напоминает фильм «Прибытие» (2016 год), где ученые пытались установить контакт с инопланетянами.
кадр из фильма "Дюна"
фото: zombinews.ru
кадр из фильма "Прибытие"
фото:zen.yandex.kz
По сюжету придираться, пожалуй, не стоит, фильм является экранизацией, а из песни слов не выкинешь. Да и Вильнева больше волнует не сама фабула, а то переживание, которым он пытается заразить зрителя.
В центре как книги, так и фильма – избранный мальчик Пол (Тимати Шаламе хорошо справился с ролью), наследник дома Атрейдесов.
фото: hleatherjackets.com
Вильнева волнует ощущение этого героя в большом, непознанном мире, его страх перед стихией жизни, которая передана опосредованно через сны и ощущения, также ее олицетворяют черви.
Напряжение нагнетается как за счет визуальных эффектов (длина кадра, обширные пространства, на фоне которых герой кажется крошечным и беззащитным, приглушенный холодный цвет), так и на уровне звуков.
Привычный мир героя рушится, он теряет отца, свой дом и уходит с народом Арракиса в пустыню.
По сути, весь фильм мы наблюдаем за инициацией Пола. Он должен преодолеть свой страх, чтобы стать мессией и вывести угнетенный народ Арракиса из пустыни. Да, в фильме четко отслеживаются библейские мотивы. Не случайно в центре сюжета – мать и сын. За ненадобностью даже убрали сестру Пола, которая была в книге.
фото: kg-portal.ru
В видениях Полу является то, что он должен умереть, и в финале нас действительно ждет смерть не только фримена, погибшего от руки Пола, но и символическая смерть самого Пола, который преодолел свой страх и стал мужчиной.
Становление героя произошло, дальше должно последовать основное действие, которое нам покажут в следующих частях. Но размаха «Звездных войн», думаю, ждать не стоит. Тут нет их самобытности.
На мой взгляд, Вильневу не удалось усидеть на двух стульях. Он пытался угодить и массовому зрителю, и любителям арт-хауса, взяв привычные всем схемы и попытавшись на этой почве заниматься тем, что ему действительно интересно.
Полагаю, его талант в полной мере раскрылся бы в авторском кино, правда, тогда не было бы переполненных залов.
Для меня фильм «Прибытие» остается лучшим у этого режиссера. Там он не прикрывается авантюрным сюжетом и может позволить себе прямо говорить о вещах, которые его волнуют. Наверное, поэтому я много раз слышала, что он непонятный и странный.
фото: youtube.com
А что вы думаете о фильме «Дюна»?
Ева Сорокоумова