Необходимо много сил потратить, чтобы создать такую скульптуру. Тем более нам сроки такие короткие сделали- 6 дней это очень мало.
Андрей Задерий и одна из двух горящих скульптур
- На все только такой срок?
- Да. Слепить. Потом это надо просушить так, чтобы не треснуло, аккуратно. Необходимо еще все установить. Потом обжечь. Это все ответственно, сложно. А на счет гендерного подхода- женственно-неженственно, в моем случае я считаю, что заметно. У Андрея скульптура получилась более лаконичная. У него опыта много. Он уже много знает, как по форме создать, сколько деталей, какие должный быть по размеру перфорации, дырочки (отверстия, откуда при обжиге эффектно выбивается огонь- примечание МС2).
А у меня изначально эскиз был немного перегружен деталями,узорами, то есть такое женственное внимание к деталям. Возможно, декоративности на первом этапе у меня еще много. Вероятно это лишнее, но я люблю ажур и разные такие изыски.
- Что вы для себя, как дебютантка, раз у вас это первая скульптура, взяли на вооружение?
-Я два раза раньше Андрею помогала. Просто как волонтеры приходят. Дело в том, что когда помогаешь, со стороны у тебя нет ответственности такой особой за работу, ты не вникаешь в тонкости и нет ощущения, что это что-то такое замороченное-сложное. Кажется, что это все интересно, быстро, легко, красиво. А когда погружаешься полностью, когда с утра до поздней ночи шесть дней подряд на износ работаешь, идет борьба со стихией- то дожди, то холод, то ветер (процесс создания "горящей" скульптуры проходит на улице в брезентовой палатке,напоминающей торговую- примечание МС2), то, конечно, такое физическое напряжение сказывается.
На фото слева направо -Андрей Задерий, Сергей Горчаков, директор Омской художественной школы №3, куратор проекта и Светлана Мухина
Потом шамот, из которого лепится изделие, это все-таки грубый такой материал с мелкими частицами обожженной глины и когда ты руками вкручивашь несколько часов подряд эту глину, формируя изделие, в кровь стирается кожа, болят спина и руки. Но тобой движет только мысль о конечно результате. О том красивом эффекте, который будет через несколько дней.И вообще керамисты они такие люди, они готовы многое сделать, чтобы увидеть, как это все красиво горит.
Чему я научилась? Новой технологии лепки, сбора такой большой формы, как правильно собирать двухчастное изделие. Как правильно его декорировать. Каких-то мелочей много. Хотя у меня довольно большой опыт- 84 сантиметра я ранее собирала работу. Приблизительно я знаю какие-то моменты, поэтому я смело взялась за это дело.
Познать я еще не успела, как правильно собирать печку. Как обжигать.
- То есть печь -это то, на чем крепится скульптура?
- А скульптура- это труба как бы. Печь выкладывается внизу определенным образом. Я подсмотрела, конечно как, но это все равно надо несколько раз делать, чтобы запоvнимь самому. Это все надо знать, понимать, этот как бы физика такая. Тут надо надо даже элементарно знать, какие дрова в какой момент, чтобы набрать нужную температуру до 1050 градусов и довольно сложно. 900 набираешь, а дальше ну никак. А нужно еще и еще , каких-то там 100 градусов. А их набрать очень сложно. Только опытный мастер знает, какими дровами, какого размера можно этого достичь. Есть такие тонкости.
Фото Александр Катаев и БК55