В марте 2021 года, благодаря старту третьей волны туристического кешбэка (возврата части средств за туры по России), резко выросли траты россиян на организованные туры, почти выйдя на допандемийный уровень. Только за первую неделю действия программы россияне потратили на бронирование авиабилетов и покупку туров почти полтора миллиарда рублей.
Между тем, в 2020-м Банк России инициировал блокировку 7680 мошеннических сайтов, из которых 6256 продавали фальшивые билеты на поезда и самолеты, а фактически являлись сервисами переводов денег между физлицами. В марте 2021 года была задержана преступная группа, специализировавшаяся на фальшивых турпутевках, которые распространялись через фишинговые сайты (заявления подали минимум 11 граждан, в каждом случае ущерб составил от 20 до 70 тысяч рублей).
Итак, какова же схема типового обмана при фишинговой продаже билетов:
1. Создаются сайты, имитирующие страницы реальных туристических агентств и сайты по продаже билетов. При этом берутся либо похожие на реальные названия и дизайны, а реквизиты выдумываются, либо мошенники прямо заимствуют и реквизиты у настоящих туристических фирм (как правило, уже прекративших деятельность).
2.Создаются рекламирующие эти сайты страницы в социальных сетях (лендинги), размещается прямая реклама в социальных сетях, поисковых сервисах. Проводятся спам-рассылки.
3. Граждан пытаются заинтересовать обещанием больших скидок и выгодными условиями, а также стимулируют заказать горящую путевку в течение ближайшего времени (например, часа).
4.Фальшивые менеджеры отвечают на звонки потенциальных жертв, уточняют подробности, переписываются с ними на сайтах в форме ответа и в социальных сетях с фейковых страниц санаториев. Ими же распространяются фальшивые документы: на электронную почту приходит ваучер, подтверждающий оплату проживания, и фейк-договор с печатью и подписью.