Во время просмотра никак не удавалось прочувствовать атмосферу войны. Все прямо-таки кричало, что это декорации, особенно это касается жизни в немецком лагере. И черви в еде, и избиения на плацу, и обгоревшие во время налета тела, - все это какое-то «красиво-некрасивое», как в комиксах «Марвел».
Заключенные выглядят либо сельскими отъевшимися пацанами - к слову о пухлом лице Прилучного, о котором только ленивый не писал — либо неестественно загримированы в бледных вампиров.
фото: m.ok.ru
фото: spb.kp.ru
Линия с товарищем Девятаева, принявшим сторону фашистов, вышла слишком киношной. В реальной биографии у летчика такого друга не было. Режиссер насильно ввел антагониста, чтобы обострить сюжет, наделил его всеми атрибутами зла и кратковременными просветлениями. Мы видим, что это всего лишь функция, а недоверие к картине еще больше обостряется. И никакая приписка «основано на реальных событиях» не спасает.
фото: ru.kinorium.com
В плену один из надзирателей оказался «своим парнем» и всячески помогал Девятаеву и остальным участникам «спасательной операции». Это еще один сомнительный момент. Другие надзиратели его ни разу даже не заподозрили, хотя он постоянно собирал вокруг себя конкретную группу людей и носил при себе медаль за отвагу.
фото: vologda-news.net
Оговорюсь, что дело не в достоверности, в реальной жизни такое вполне могло быть, но «это было на самом деле» и «это смотрится правдоподобно» - разные вещи. Зритель должен поверить.
Чувствуется, что мной как зрителем манипулируют, причем избитыми приемами. Подсовывают друга-антагониста, чтобы я чувствовал себя умным (мол, герои в одних обстоятельствах, но они выбирают разные пути, и исход у них поэтому разный, но в то же время никто не виноват, война виновата, ах, какой я молодец, разгадал ребус), играют на ожидании, когда ну никак не получается завести этот немецкий самолет. Вот только вдумчивому зрителю все это понятно, как дважды два, и вместо фильма он видит только авторскую схему.
С чем не поспоришь, так это с визуальной составляющей: эффектные сцены боев в небе, интересные операторские ходы. Зрелищно, может, даже слишком. Возможно, нужно было снимать «как раньше», более реалистично, но при отсутствии нормальной работы с сюжетом и глубины, что бы у фильма осталось.
Авторы кинокартины, очевидно, шли легким путем: взяли сильную биографическую историю с уже готовым конфликтом, добавили патриотизма, спецэффектов и подсунули друга-антагониста, чтобы обострить конфликт. Затем откинулись в своих мягких креслах и крикнули «мотор». Но разве при таком подходе возможно создать хороший фильм, а уж тем более «поставить памятник»?!
Ева Сорокоумова