– Начнем с того, что мой тренинг не придуман. Он вырос из конкретных запросов. Руководитель одной из компаний, с которой я работал – это крупнейший в России авиаперевозчик, – попросил меня создать такой проект для топ-менеджмента. Это некий микс, на 50% состоящий из теории, почерпнутой из авторитетных изданий по менеджменту и психологии, на другие 50% – из моего личного опыта. Цель – дать не только теоретические, но и практические подходы к принятию решений. Тренинг, родившийся два года назад, дорабатывался. С тех пор запрос на него делали многие корпорации. Последний раз он проводился для крупнейшей газовой компании страны.
– 25 апреля в Омске тренинг пройдет в открытом формате. Для кого он?
– Для тех, кто не хочет тратить массу времени на выбор верного варианта, а потом столько же – на сожаление о допущенной ошибке. Для руководителей и собственников бизнеса, а по сути – для всех желающих. Опыт показывает, что решения мы принимаем постоянно, на любых уровнях. Это и сложные производственные, экономические, бизнес-задачи, это и те задачи, что ставит перед нами жизнь. Механизм примерно одинаков, особенно при работе в группах. Та же игра «Что? Где? Когда?» – хороший пример группового принятия решений, когда за минуту нужно просчитать десяток вариантов и выбрать верный.
– Ваши тренинги популярны как у мужчин, так и у женщин. Существует ли, по-вашему, разница в мужском и женском управлении?
– Существует. Различий много. Приведу одно, которому на своих тренингах уделяю большое внимание, – это интуитивная составляющая в принятии решений. Я считаю ее очень важной, полезной, хотя и не лишенной специфических рисков. Опыт показывает, что женщины более склонны к принятию решений интуитивного характера, они более восприимчивы к той идее, что решения не всегда нуждаются в тщательной детальной проработке, анализе.
– Иными словами, интуиция не враг бизнесу.
– Интуиция – очень мощный инструмент, если уметь его использовать. Мы будем обсуждать и это. Есть целый ряд книг о принятии решений, основанных исключительно на математическом анализе данных. Опыт показывает, что с точки зрения принятия жизненных решений все это совершенно бесполезно и говорить надо совсем о другом.
– Приведете пример удачного управленческого решения – из последнего, что «зацепило»?
– Спорт. Там как раз часто приходится делать выбор быстро и эффективно, потому что ответственность очень высока. На этой Олимпиаде впервые были командные турниры по фигурному катанию – очень сложные с точки зрения управления командой и принятия решения, кто должен за команду выступать. Это почти шахматы. Надо учесть потенциальный выбор соперников, моральную и физическую подготовку своих фаворитов, наличие у них других соревнований, количество и вариативность возможных замен... При сложном наборе вводных и ограничений стоит задача сделать команду максимально сильной – при этом не в ущерб дальнейшим соревнованиям. Ключевым был вопрос, выставлять ли бороться Евгения Плющенко (рискуя тем, что он потом не сможет выступить в индивидуальном турнире) или поставить молодого, но менее опытного Ковтуна. И я считаю, решение было абсолютно выверенным и правильным.
– Тут с вашим мнением согласится не каждый россиянин...
– Вал возмущения, поднявшийся после того как Плющенко снялся перед индивидуальным зачетом, связан с непониманием той ситуации, в которой находилась Федерация. У нас и в бизнес-структурах так: часто оценка решений связана с непониманием всех условий задачи и не всегда адекватна.
– Правильное решение зачастую определяется правильной постановкой задачи. Этого вопроса будете касаться?
– Конечно, это все взаимосвязано. Буду приводить примеры. Одну историю расскажу сейчас, если хотите. Трудно сказать, исторический это анекдот или правда, тем не менее...
Общеизвестно, что японцы много времени уделяют методикам организации труда и научным подходам к управлению. Кроме того, они большие чистюли. Сотрудник одной японской компании вдруг додумался, что, посещая туалет, он – как и любой другой честный японец – подвергается страшной угрозе, хватаясь за ручку двери. Ведь как бы он ни мыл руки до и после туалета, до него эту ручку все равно трогали не очень стерильными руками. Угрозу оценили по достоинству. Устроили конкурс проектов по решению данной проблемы. Целый месяц в недрах различных рабочих групп зрели новаторские идеи. Чего только не предлагали гениальные японцы! Одни разработали устройство с двумя ручками: одна для грязных рук, другая – для чистых. Другие – кнопки со сменными салфетками. Третьи – персональные радиобрелоки для дверей... Лучшим было признано сложное, дорогое, но очень технологичное решение: в туалете вешается камера, а у двери ставится датчик движения ближнего радиуса, от которого идет сигнал к компьютеру... И так далее. На финал общего собрания заглянул сотрудник корпорации – выходец из России. Он слушал, а потом попросил слова:
– Прошу прощения... Как я понял, задача в том, чтобы человек не касался рукой той же ручки, которую трогал другой до него? Раз так, то почему бы не сделать устройство для ноги?
Японцы оцепенели... Решение оказалось в разы дешевле и гораздо эффективнее. Вот и пример постановки задачи.
– Вы, по большому счету, учите не только принимать решения, но и зарабатывать деньги. Можете коротко выразить свое к ним отношение?
– Отношусь к деньгам спокойно, но с уважением. Считаю инструментом, но инструментом важным и ценным.
– Можно ли сегодня быть счастливым, не имея достаточных средств?
– Можно. Напрямую счастье с количеством денег не связано. Это внутреннее свойство человека. Знаю много людей с большими деньгами, которые не очень счастливы, знаю и обратные примеры.
– Раз уж мы со спорта начали, им и закончим. Каким видом спорта советуете заняться тем, кто хочет практиковаться в верном и оперативном принятии решений?
– Любым игровым видом спорта. Там решения принимаются постоянно, практически каждую секунду. Другой вопрос – и об этом я тоже буду говорить на тренинге, – что не бывает навыков принятия решения вообще. Они всегда привязаны к конкретному делу. И вряд ли, научившись правильно принимать решения в теннисе, человек сможет перенести это на продажи конфет.
– Тренинг – тоже своего рода игра. Как же все-таки оценить его эффективность?
– Скажу так. Сегодня тренинги – модное занятие, по стране их проводятся сотни. Люди зачастую приходят с идеей: мол, «сейчас послушаю, научусь, и моя жизнь сразу изменится». Так не бывает. Никогда. Ни один тренер не даст гарантию того, что у человека что-то принципиально улучшится. Хороший тренинг дает повод задуматься, правильно ли человек поступает, верными ли методами пользуется. Уже одно это – результат. Кроме того, я, например, даю ряд практических инструментов, которыми можно пользоваться. Но обдуманно, в нужных ситуациях. Я не обещаю чудес. Но и не удивляюсь, когда после тренингов получаю письма с благодарностями от людей, которые серьезно задумались о своих способах управления, а методы, которые они узнали, помогают им получать результат.
Беседовала Елена Ярмизина
Справка:
Максим Поташёв – математик, маркетолог, магистр телеигры «Что? Где? Когда?», трехкратный обладатель приза «Хрустальная сова», бессменный Президент Ассоциации московских клубов «Что? Где? Когда?». По итогам всеобщего зрительского голосования в 2000 году признан лучшим игроком за все 25 лет существования элитарного клуба. В настоящее время – управляющий партнер и соучредитель компании R&P Consulting.
25 апреля 2014 года проведет семинар «Как принимать правильные управленческие решения».
Запись на семинар по телефонам: 39-90-38, 39-90-39, 39-90-40, 39-90-43, 39-90-45.
Смотрите подробную программу здесь!
Генеральный партнер проекта:
Партнеры проекта:
Информационные партнеры проекта:
на правах рекламы