Золотарь, как не раз декларировал лично, сразу заявил, что строить работу по организации зрителя на основе культпоходов школьников он не будет, и посещаемость сразу, по словам источников и основываясь на официальных данных, упала. Тем не менее, у экс-худрука тюзовцев были творческие удачи - к ним можно отнести спектакли «Отелло» и «Маленькие трагедии».
Однако, ситуация в коллективе театра была не самой однозначной: с творческим лидером не слишком дипломатично соруководила его супруга, исполнявшая обязанности заместителя Золотаря. Г-жа Золотарь успела, по информации источников, создать невыносимую психологическую обстановку в ТЮЗе.
А еще заместитель, как ни странно это звучит, с психологическим образованием, сумела отвратить от учреждения Мельпомены часть омской прессы, и без того не слишком активно освещавшую сценическую деятельность ТЮЗа. В тот период журналисты делали акцент больше на скандалах, коих тогда было немало.
Но вот в феврале 2017-го Золотарь покинул ставший негостеприимным для него Омск - поддержки регионального минкульта он лишился, а выживать самостоятельно без бюджетных вливаний театральная звезда не смог. В июне того же года должность директора Омского ТЮЗа занял руководитель дворца искусств «Сибиряк» Михаил Мальцев.
![](/fileadmin/bkinform/image/2020/02/28/1582880612/%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B8%D0%BB_%D0%9C%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%86%D0%B5%D0%B2.jpg)
Михаил Мальцев, директор Омского ТЮЗа
То, что топ-менеджером некогда главного местного детского театра региональный минкульт назначил сравнительно молодого Мальцева, не имевшего практического опыта руководства крупным учреждением культуры, - вариант вполне оправданный. Тюзовцам грозили федеральные деньги на ремонт, и, как теперь говорят, осваивать их должен «свой» человек, не важно с каким послужным списком.
Другое дело, что средства еще только идут, а вот творческий кризис в Омском ТЮЗе налицо. Небольшой всплеск, связанный с приездом в Омск иногороднего режиссера и постановки им креативного «Евгения Онегина», не в счет.
Спектакль хоть и отмечен омскими критиками, но не совсем ясно для кого он поставлен - школьникам тюзовский «Онегин», скорее, сложен. С другой стороны, тургеневские «Отцы и дети» от местного режиссера получились совсем манной кашей.
![](/fileadmin/bkinform/image/2020/02/28/1582880612/%D0%9F%D0%B5%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%B6%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%9E%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D0%BD.JPG)
Юрий Печенежский, режиссер омского "Евгения Онегина"
![](/fileadmin/bkinform/image/2020/02/28/1582880612/%D0%93%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%B2_%D0%9E%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D0%BD.JPG)
Александр Галимов - омский Евгений Онегин
![](/fileadmin/bkinform/image/2020/02/28/1582880612/IMG_0350.JPG)
![](/fileadmin/bkinform/image/2020/02/28/1582880612/IMG_0495.JPG)
![](/fileadmin/bkinform/image/2020/02/28/1582880612/IMG_0522.JPG)
![](/fileadmin/bkinform/image/2020/02/28/1582880612/IMG_0524.JPG)
![](/fileadmin/bkinform/image/2020/02/28/1582880612/IMG_0592.JPG)
Пожалуй, «мертворожденным» можно назвать и спектакль, поставленный действующим главрежем тюзовцев на взрослый состав коллектива. То, что получилось, грешит затянутостями и излишним пафосом.
Впрочем, спектакль сей рассчитан на малую сцену, и своих зрителей (читай: поклонников артистов взрослого поколения) он всегда найдет. В отличие от шедевра режиссера Максима Пешина, который можно назвать апофеозом актуального творческого состояния Омского ТЮЗа.
![](/fileadmin/bkinform/image/2020/02/28/1582880612/%D0%9F%D0%B5%D1%88%D0%B8%D0%BD.jpg)
Максим Пешин, режиссер
Молодой постановщик Максим Пешин взялся ставить произведение модного сейчас драматурга Дмитрия Данилова, чье творчество активно продвигает питерская критикесса Марина Дмитревская. «Человек из Подольска» от Данилова сейчас идет в «Пятом театре», и даже, как уверяют, попал во внеконкурсную программу «Маска+» театральной премии «Золотая маска».
Тот же самый прием абсурдной ситуации применил Данилов и в своей пьесе «Сережа очень тупой». Но, как это часто бывает, повторение какого-то успешного хода не всегда приводит к положительному результату.
![](/fileadmin/bkinform/image/2020/02/28/1582880612/%D0%9A%D1%83%D1%80%D1%8C%D0%B5%D1%80%D1%8B.JPG)
Так случилось и с тюзовским «Сережа очень тупой». На сцене полутьма и бедные декорации от художника-постановщика Ивана Предита, хотя по действию в квартире проживает дизайнер — ее роль исполнила Вероника Крымских, и ее явление было самым светлым моментом всего спектакля.
![](/fileadmin/bkinform/image/2020/02/28/1582880612/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D1%83%D1%82%D1%8C%D0%BC%D0%B0_%D0%B8_%D0%B1%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C.JPG)
Полутьма и бедность в декорациях
![](/fileadmin/bkinform/image/2020/02/28/1582880612/%D0%92%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D0%9A%D1%83%D1%80%D1%8C%D0%B5%D1%80%D1%8B.JPG)
Вероника Крымских и курьеры
По сюжету обитателю жилища три курьера приносят посылку, которую он не ждал. Забывший наставления, что незнакомцев в квартиру не пускают, молодой человек героини Вероники Крымских (его играет Павел Назыкин) приглашает назойливых посыльных в дом.
![](/fileadmin/bkinform/image/2020/02/28/1582880612/%D0%9A%D1%83%D1%80%D1%8C%D0%B5%D1%80%D1%8B2.JPG)
И тут они разворачиваются в полной мере, пытаясь оправдать название «Сережа очень тупой». На сцене курьеры копают могилу и даже изображают повешение - ну, должно же хоть что-то олицетворять на сцене заявленный жанр «черная комедия»?!
![](/fileadmin/bkinform/image/2020/02/28/1582880612/%D0%9C%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BB%D0%B0.JPG)
![](/fileadmin/bkinform/image/2020/02/28/1582880612/%D0%9C%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BB%D0%B01.JPG)
![](/fileadmin/bkinform/image/2020/02/28/1582880612/%D0%9C%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BB%D0%B02.JPG)
Импровизированные похороны и могила на сцене Омского ТЮЗа
![](/fileadmin/bkinform/image/2020/02/28/1582880612/%D0%B2%D0%B8%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B0.JPG)
![](/fileadmin/bkinform/image/2020/02/28/1582880612/%D0%B2%D0%B8%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B02.JPG)
![](/fileadmin/bkinform/image/2020/02/28/1582880612/%D0%B2%D0%B8%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B03.JPG)
Виселица в спектакле "Сережа очень тупой"
Смешно не было - скорее, грустно. Не понятно, зачем нужно было приглашать на главную роль «очень тупого Сережи» артиста со своеобразной внешностью Павла Назыкина, если он почти весь спектакль просидел вполоборота к публике, а правой стороне зала и вовсе показывал только спину.
![](/fileadmin/bkinform/image/2020/02/28/1582880612/%D0%9D%D0%B0%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B8%D0%BD1.JPG)
Павел Назыкин - исполнитель роли очень тупого Сережи
«Никогда больше не пойдем в ТЮЗ, с трудом досидели», - почти выкрикивали серьезные театралки, по виду учительницы, покидая спектакль «Сережа очень тупой», после часа пятнадцати минут лицезрения ими этой постановки.
Конечно, можно посчитать, что могила и виселица на сцене некогда главного детского театра - это некий эксперимент, пока неоцененный зрителем по достоинству. Но, скорее, это похоже на то, что директор Мальцев в ожидании федеральных денег на ремонт пустил работу театра на самотек.
Поэтому и появляются на сцене Омского ТЮЗа «очень тупые Сережи». А вот с ремонтом пока еще не очень все обстоит блестяще.Так и стоит в центре Омска креативное здание театра юного зрителя, доведенное до ручки бесхозяйственностью и невниманием к нему.
Показательный факт: Михаил Мальцев за то время, что сидит в директорском кресле, не удосужился привести в порядок хотя бы тюзовские туалеты для зрителей. Его коллега из Омского музыкального, назначенная примерно в одно с ним время, совершила этот подвиг и привела к радости публики гигиенические комнаты в надлежащее состояние.
Возможно, это не имеет отношения к творчеству, но если нет искусства - пусть хотя бы туалеты будут красивыми.
Виктория Горчица
фото БК55