Идея с туристами себя оправдала: сейчас десятки тысяч человек со всего света приезжают сюда, чтобы арендовать кораблик и несколько дней поплавать среди каналов, шлюзов, мостов и прочего великолепия. Этой весной в их ряды влились мы: группа путешественников из Омска и ещё одного города, основанного Петром Первым несколько западнее Иртыша.
Идея арендовать баржу возникла после прошлогоднего велотрипа по Арденнам. В ходе той знаменательной поездки мимо нас периодически проплывали туристические баржи с благообразными европейцами. Их пассажиры настолько жизнерадостно пили вино, закусывая его сырами, что как-то сразу захотелось узнать: а так можно? А трудно ли организовать нечто подобное?
![](/fileadmin/bkinform/image/2017/05/09/1494312942/IMG_20170424_081134.jpg)
Заслуженный средневековый город Осер.
Оказалось, что нет. Сайты двух крупнейших тематических фирм – Locaboat и Le boat – написаны на доступном английском, быстро позволяют найти информацию о ценах и условиях аренды, оформить заказ. Мы, прошерстив несколько вариантов, остановились на апрельском маршруте по Йонне и каналу Нивернэ. Потому что недорого (раскладка по ценам будет в конце) и от Парижа легко добираться.
![](/fileadmin/bkinform/image/2017/05/09/1494312942/IMG_20170423_153434.jpg)
Велосипедный десант в действии.
Для того, чтобы управлять во Франции такой лодкой, никаких особых документов не нужно. Короткий инструктаж на тему того, куда нажимать – и вперёд. Бороздить просторы Йонны (это приток Сены такой), впиливаться в стены шлюзов, таранить мосты и цеплять на винт всякие брёвна. Потому что корабль упорно не желает вести себя как положено: он вертится, обладает колоссальной инерцией, а увидев впереди какой-нибудь берег, немедленно стремится на него выброситься. Как дельфин, только нет.
![](/fileadmin/bkinform/image/2017/05/09/1494312942/DSCF5939.JPG)
На реке встречаются дамбы самых разных форм.
Со временем мы, конечно, освоились со всеми этими особенностями и начали мастерски проходить узкие места, но в первые дни было много ярких и незабываемых моментов. А команда «швабра!» означала не начало генеральной уборки, а то, что эту самую швабру необходимо немедленно хватать и начинать отпихиваться ею от берега. В комплекте для этих целей, конечно, был специально обученный багор, но его как-то всегда не хватало.
В свободное от швабры время можно было оглядеться и впитать немного местных красот. Потому что виды там потрясающие: средневековые города с готическими соборами на холмах, старые мельницы, зелёная стена леса, ярко-жёлтые рапсовые поля. Плывёшь и думаешь: «А ведь раньше люди, которые точно так же здесь корабли водили, за это зарплату получали. Что я в своей жизни делаю не так?»
![](/fileadmin/bkinform/image/2017/05/09/1494312942/DSCF6138.JPG)
Разводных мостов по маршруту тоже хватало.
«Отличная у нас тут работа, – поделился впечатлениями один из шлюзовщиков, – летом пропускаешь корабли, общаешься с людьми. Зимой, правда, навигация прекращается, и мы должны обслуживать дамбу. Спускать воду, проверять механизмы. Да, это непростые три месяца».
На словах про три месяца захотелось немножечко порыдать, но вовремя вспомнил, что сибиряки не плачут: ведь на морозе слёзы быстро превращаются в лёд и могут повредить валенки. Так что я сдержался, хотя очень хотелось бросить всё и пойти открывать шлюзы. И знаете, никогда в моей жизни мечта не сбывалась так быстро. Уже на следующий день мы вошли в канал Нивернэ.
![](/fileadmin/bkinform/image/2017/05/09/1494312942/DSCF5958.JPG)
Бесконечные, бесконечные поля рапса.
Канал этот, по сути, является продолжением Йонны, которая выше по течению становится слишком мелкой и извилистой. Потому вдоль неё просто прокопали отдельное русло; порой оно выходит обратно в реку, но чем дальше, тем реже. В конце ты просто плывёшь по прямому искусственному водотоку, а река шумит где-то в стороне, за лесом.
![](/fileadmin/bkinform/image/2017/05/09/1494312942/DSCF5949.JPG)
Стена леса.
Именно для сплава леса в Париж этот канал и в своё время построили. Однако затем потребность в древесине исчезла, и сейчас о былом величии этой профессии напоминают лишь памятники, сувениры да рисунки на стенах домов.
![](/fileadmin/bkinform/image/2017/05/09/1494312942/DSCF6061.JPG)
Сегодня ты сплавляешь лес, а завтра раз - и памятник.
Сам канал как будто застыл в прошлом, и лучше всего это видно по шлюзам. Никаких кнопочек, моторов, электроники и прочей ереси, только рукоятки и шестерни. Хочешь открыть створки шлюза, пустить или перекрыть воду для выравнивания уровня? Берись за ручку и крути.
![](/fileadmin/bkinform/image/2017/05/09/1494312942/DSCF6167.JPG)
Со стороны не скажешь, но в кружке - вино.
Особой физической силы это не требует – слава великим шестерёнкам! – но времени отнимает порядочно. Закрыть левую створку, пройти на другую сторону, закрыть правую, впустить воду, подождать, открыть левую створку, неспешно подойти к правой... А в стене шлюза при этом торчит многообещающая поросшая водорослями лесенка и манит, манит: «Давай, выйди, покрути эти прекрасные механизмы. Посмотри, какие они отчаянно винтажные!»
![](/fileadmin/bkinform/image/2017/05/09/1494312942/DSCF6168.JPG)
Эта крутилка открывает доступ воды.
Выходить, без шуток, приходилось часто. Во-первых, потому что с нашей помощью шлюзовщик открывал шлюз вдвое быстрее, а во-вторых, чтобы помочь швартовочной команде. Ведь первое, что нужно сделать в шлюзе – это набросить канаты на тумбы, прижаться к берегу и держаться. Потому что потом ответственный работник пустит воду и кораблик начнёт болтать.
![](/fileadmin/bkinform/image/2017/05/09/1494312942/DSCF6183.JPG)
Редкий случай - два шлюзовщика разом.
В процессе, пока вода поднимается или спускается, можно поболтать с командами других кораблей. В пути мы встретили небольшой интернационал: немцев, британцев, американцев, два экипажа туристов из Южной Африки. И это в апреле, когда туристический сезон, мягко говоря, ещё не начался.
![](/fileadmin/bkinform/image/2017/05/09/1494312942/DSCF6104.JPG)
Осторожно, двери закрываются.
В апреле все туры на лодках сильно дешевле, чем летом, и мы быстро поняли, почему. Палящее солнце легко и непринуждённо сменялось дождиком, потом обратно и ещё раз. В какой-то момент капли воды с неба даже начали превращаться в мокрый снег.
![](/fileadmin/bkinform/image/2017/05/09/1494312942/IMG_20170427_160402.jpg)
«Ээ, ты чо ваще?» – как бы возмутились мы.
«Да лан, я пошутил», – как бы ответил снег и превратился обратно в моросящий дождик.
Ночами тем не менее бывало холодновато. Приходилось включать обогреватель и плотнее кутаться в тёплые одеяла. Зато утром, когда мороз отступал, можно было спокойно прогуляться в соседнюю деревню до булочной. Купить хрустящих багетов и свежих круассанов, которые так приятно употреблять на рассвете. Лишь однажды мы не нашли булочную, да и сама та деревня производила стойкое ощущение покинутой. Таблички «сдаётся» на домах, заросшие травой улицы, редкие котики на подоконниках. Без багета жизни нет.
![](/fileadmin/bkinform/image/2017/05/09/1494312942/DSCF6004.JPG)
Закрыто на ВСЕГДА.
Для того, чтобы осуществлять стратегические вылазки в соседние населённые пункты, мы арендовали несколько велосипедов. Идея оправдала себя на сто процентов: когда размеренное путешествие на кораблике начинало утомлять, всегда можно было сойти на берег и несколько километров прокатиться вдоль канала. Попутно отлавливая шлюзовщиков, которые в целях экономии обслуживают по несколько точек одновременно. Приезжаешь такой к шлюзу, а он закрыт, и на двери домика табличка: простите, мол, я один, а вас много. Если меня нет, значит, скоро появлюсь. Если не появился – звоните.
![](/fileadmin/bkinform/image/2017/05/09/1494312942/DSCF5929.JPG)
Через какое-то время мы научились заходить в шлюзы ровно.
«Бонжюр. Парле ву англе?» – сказали мы однажды в трубку.
«Нон», – жизнерадостно ответил телефон. К счастью, название и номер шлюза спасли ситуацию.
![](/fileadmin/bkinform/image/2017/05/09/1494312942/DSCF6105.JPG)
Пошла вода!
Всего за неделю мы прошли почти семь десятков шлюзов. Расстояние от одного до другого - обычно километр или два, работники перемещаются между ними на мопедах или в фирменных машинках компании водных путей Франции. Английский они, кстати, знают достаточно пристойно - за редкими исключениями.
![](/fileadmin/bkinform/image/2017/05/09/1494312942/DSCF6111.JPG)
Дорожка вдоль канала.
Если попытаться подбить смету, то с финансовой точки зрения дело выглядит примерно так:
Аренда 7-местной баржи – 1500 евро. Есть корабли поменьше и подешевле, есть - побольше и подороже. Летом наценки, в апреле скидки. В марте скидки ещё больше, но бонусом можно слепить на палубе снеговика. Если вы понимаете, о чём я.
Топливо, страховка, аренда велосипедов и вай-фай роутера – 500 евро. Интернет - это наше всё, а покрытие там достаточно пристойное. На стоянках можно было даже фильмы смотреть на Ютубе.
Еда, алкоголь и средство от загара, которое обязательно нужно купить заранее, не повторяйте наших ошибок! – 600 евро.
Оплата воды и электричества на стоянках – 50 евро.
Всего, считая дорогу от Парижа до канала и обратно, вышло по 500 евро с человека. Дороговато, но, чёрт, оно того стоило.
![](/fileadmin/bkinform/image/2017/05/09/1494312942/DSCF5911.JPG)
![](/fileadmin/bkinform/image/2017/05/09/1494312942/IMG_20170424_115539.jpg)