Иван Гольский во время монтажа выставки московской фарфоровой мастерской
«Часто на Западе, просматривая коллекции фарфора, людям говорят, скажем, в музеях: «Вот посмотрите на орнамент, на его толщину или тонкость, или изящность». Но, занимаясь фарфором, я вижу, что это, конечно, красивая история, орнамент или резной край, он связан не с художественной стороной, а с технологической. Поскольку материал очень сложный, ему присуща деформация, и для того, чтобы скрыть определенные дефекты, мы пользуемся орнаментами, резным краем, потому что он позволяет скрыть видимые и невидимые дефекты. Иногда проще и честнее остаться в белом цвете», – убежден даритель Игорь Клименков.
Игорь Клименков
Безумству храбрых поем мы песню. В тот момент, когда фарфоровое отечественное производство испытывало трудности, мастерские повсеместно закрывалось, Игорь Клименков решил открыть свою экспериментальную студию для производства авторских изделий. Цветы из лепного бисквитного фарфора, пасхальные яйца, елочные игрушки. Отдельная тема – образы советского прошлого, вызывающие ностальгическую улыбку. Все предметы, вошедшие в экспозицию, переданы в дар Омскому музею изобразительных искусств имени Врубеля.
«Эти вещи долгое время находились в мастерской. Для меня это редкая возможность их продемонстрировать, и формат музея позволяет показать, какой мы хотим видеть свою культуру. Что мы пытаемся пропагандировать. И это одна из причин, почему я бы хотел передать это все музею», – уверяет руководитель фарфоровой мастерской Союза художников России, москвич Игорь Клименков.
Ключ от счастья, по мнению Клименкова и его коллег, должен быть тоже фарфоровым. Нежное и хрупкое чувство требует такого же инструмента. Столь же хрупким можно назвать и отношение к творчеству в мастерской Клименкова. Столичный деятель с гордостью заявляет, что они не занимаются поточным производством.
«Хочу сказать, что у нас все-таки художественная мастерская. Есть огромная разница между заводом и мастерской. Мастерская существует в рамках Союза художников и задачи ставит перед собой немного иные. Производство художественных вещей, а не какое-то массовое производство», – заявляет г-н Клименков.
Тем не менее он признает, что фарфор требует технологии и производства. То, что можно сделать на заводе, не всегда можно сделать в условиях мастерской. И тягаться с Императорским фарфоровым заводом объединение Клименкова не собирается.
«Мы как их идейное продолжение – художественная мастерская начала 21 века. За нами нет той мощи государства, которое стояло за Императорским заводом, академии художеств. Частные заводы и творческие мастерские – они работают немного в другом формате. И это, конечно, очень серьезно нас отличает и в хорошем, и во всех остальных смыслах. Конкуренции как таковой нет. Мне кажется, если человек делает что-то своими руками – это не конкурент, это коллега», – настаивает гость из Москвы.
Выставка московской фарфоровой мастерской Игоря Клименкова работает во Врубелевском корпусе главного областного хранилища искусств.
Софья Малышева
Марк Киселев
Фото: из открытых интернет-источников