Здесь я попала к очень хорошему педагогу по вокалу – Наталье Муратовне Сухотериной. Она увидела во мне данные, и мы с ней стали заниматься. Через год я взяла в училище второе отделение – вокальное.
Полгода я училась на двух отделениях, чтоб понять, что мне больше нравится, что мне ближе. И в итоге все-таки вокал пересилил.
– У Вас потрясающая работоспособность! Два отделения в музыкальной школе, два – в училище. Как Вы справлялись с такой нагрузкой?
– Это, конечно, тяжело, но в принципе, если нравится, то все реально. Я очень люблю музыку в любом ее проявлении. Чем бы я ни занималась в музыке, я получаю от этого удовольствие.
Это одновременно и любимое дело, и работа, где надо трудиться. Постоянно проходят многочисленные концерты, конкурсы. Очень вдохновляет публика, когда люди подходят после выступления, говорят какие-то приятные слова.
– Какой отклик зрителей на Ваше выступление больше всего запомнился?
– Ну, может быть, последний концерт, который у нас был в музее им. Врубеля. Неожиданно было, что столько людей пришло, с которыми я давно не виделась. После концерта столько людей дарили цветы, было очень трогательно, прямо до слез тронули меня эти искренние добрые слова, которые они говорили.
– Какая из Ваших побед на конкурсах для Вас самая значимая?
– Наверно, самое большое достижение из последних моих побед – это гран-при 10 международного конкурса «Янтарный соловей», который проходил в городе Калининграде. Там было 180 участников из 16 стран мира.
В нашей категории было 130 человек. И я получила гран-при от президента конкурса Валерия Алиева. Он отметил меня, что было очень приятно, среди такого количества людей.
– Насколько я знаю, это был конкурс камерного пения. В чем его особенность?
– Здесь был важен не только голос, но и то насколько ты «в эпохе» исполняешь произведение. Оценивались артистичность, музыкальность, выразительность и соответствие голоса эпохе.
Например, старинная музыка поется более сдержано, там нет, как в романтизме, открытых, ярких эмоций, где душа нараспашку. В старинной музыке все эмоции как бы внутри, от этого она становится более напряженной. А Моцарт, например, не должен быть слишком тяжеловесным.
Разные жанры у произведений, разные характеры. В первом туре я исполняла старинную арию «Соловей» Алябьева, а третья у нас была народная песня.
– А сценический костюм тоже должен соответствовать эпохе?
– В каждом туре исполняется несколько произведений, под каждое не переоденешься. Но наряд должен как-то соответствовать музыке. Если произведение серьезное, то вид должен быть более строгий. Может, что-то более темное. Но в целом, у нас все достаточно академично – длинные платья в пол.
У меня есть пять сценических платьев. Два синих, я очень люблю этот цвет. Есть золотое, все расшитое, блестящее.
– Как часто обновляете концертный гардероб? И насколько это затратно?
– Где-то раз год, раз в полгода. Цена зависит от производителя. В среднем, от 8 тысяч и до бесконечности.
– А туфли имеют значение?
– Главное,чтобы удобно было, чтоб обувь была устойчивая. Естественно, она должна быть на каблуке. Совсем на плоской подошве нельзя петь. Носят, кому как удобно. У меня обычно не очень высокие каблуки.
– Ирина, вот у спортсменов есть нормативы, спортивные разряды. А у вокалистов есть что-то подобное? В чем измеряется успех?
– Наверно, это победы в конкурсах, стипендии. Меня, допустим, объявляют так: «Лауреат всероссийских и международных конкурсов и фестивалей», иногда могут добавить: «Обладатель гран-при международного конкурса «Янтарный соловей». Иногда еще указываются стипендии министерства культуры, «Молодые дарования России» и другие.
– Часто пишут, что талантливые люди бывают непростыми в быту, у них есть какие-то капризы, домашним с ними сложно. Про Вас можно так сказать?
– У меня есть своеобразный каприз – иногда люблю помолчать. Когда проходит очень много концертов и конкурсов, от этого эмоционально устаешь. Потом хочется просто побыть одной, чтобы тебя никто не трогал, спокойно посидеть, ни с кем не разговаривать. Родители понимают, дают мне отдохнуть.
– А бывают у вас долгие перерывы без пения, каникулы летом? Или надо постоянно заниматься, чтобы держать голос в форме?
– Да, у нас бывают каникулы. Вокалисту раз году обязательно хотя бы месяц надо не петь. Это нужно, чтобы голос отдохнул.
– А насколько вообще сложным и энергозатратным является академическое пение?
– Со стороны пение, конечно, не выглядит трудом, но на самом деле, это достаточно сложная физическая работа. Здесь задействованы мыщцы гортани, резонаторы, дыхание, диафрагма и даже ноги, и все остальное. Идет достаточно сильное напряжение в организме, чтобы держать звук, чтобы он лился, шел в зал.
– Ирина, есть что-то еще, кроме музыки, чем бы Вам хотелось заниматься?
– Я бы хотела больше уделять внимание изучению языков, ходить в театры, гулять, но пока не хватает на это времени. Но за то, чтобы быть на сцене, петь – можно многое отдать.
– Вы считаете себя удачливым человеком? Или своим успехам Вы обязаны исключительно трудолюбию и умению добиваться своей цели?
– Я считаю, что важно и то, и другое. Если есть цель, то и судьба тебе помогает. Я могу сказать, что добилась всего сама, я ведь много занималась, но если бы я не попала к своему педагогу по счастливой случайности, то все могло бы сложиться по-другому.
Если бы я не решила уйти из школы после 8 класса, я бы, может быть, не училась у нее и никогда не добилась ничего особенного. Важно не только трудиться самому, но должен быть и человек, который тебя направляет, развивает.
– Ваша учеба в Омске подходит к концу. Какие планы на дальнейшую жизнь?
– Планирую поступать в консерваторию. Еще точно не знаю куда, пока присматриваюсь. А вообще, в перспективе, хотелось бы петь в театре оперы.