Да, пьеса была выбрана учреждением Мельпомены специально для двух заслуженных артистов - Татьяны Казаковой и Владимира Остапова. Новосибирский режиссер Евгений Рогулькин так высказался о времени действия «Старомодной комедии» (по Арбузову, это август 1968-го): «Я в те времена был крайне мал, я был дитя, как говорил Остап Бендер».
Рогулькин, не впервые работающий в Омске, воссоздает атмосферу 45-летней давности с помощью популярных тогда песен. Их исполняет маленький оркестрик, как называет его режиссер, «октет», из актеров «Пятого театра» Романа Дряблова, Елены Князевой, Романа Колотухина, Василия Кондрашина, Анастасии Лукиной, Максима Пешина, Евгения Сухотерина, Сергея Худобенко и Дениса Цветкова.
Однако аранжировки Натальи Сухотериной не позволяют сравнивать композиции с оригинальным звучанием звезд советской эстрады Тамары Миансаровой, Эдиты Пьехи, Вадима Мулермана, Владимира Макарова и Аиды Ведищевой, ведь повторить оригиналы вряд ли бы получилось - уж слишком харизматичными была манера исполнителей.
Благодаря поющим постановщик умудрился из пьесы на двоих сделать вполне населенный спектакль, где заняты 11 актеров. Как считает Рогулькин, те, кто называет пьесу Арбузова слишком простой, не правы. «Очень легко сказать: «Это вечная истина. Это никем не оспаривается», - убежден режиссер. Рогулькин не полемизирует, но от классической трактовки образов Родиона Николаевича и Лидии Васильевны, известных по фильму с Игорем Владимировым и Алисой Фрейндлих, он отошел.
Казакова в спектакле «Пятого театра» - завоевательница, Остапов же сначала индифферентен, но потом как будто просыпается. «Я после войны всего один раз вышла замуж», - говорит героиня Казаковой. «Никому в гробу не нужны красотки», - заявляет главврач лечебного учреждения в исполнении Остапова. Поворотным моментом в отношениях 65-летнего эскулапа и его почти 60-летней пациентки стало посещение Лидией Васильевной Родиона Николаевича в больнице. «Вы не кассирша, вы повариха», - утверждает соскучившийся по домашней еде, а вернее по дому, главврач санатория.
Пока еще местами вставные вокальные номера не вошли органично в ткань спектакля. Но присутствие дополнительных героев на сцене Рогулькин оправдал. Они появляются кроме вокала в маленьких ролях и весьма к месту.
Органичным выглядит и оформление спектакля. Художник Владимир Авдеев явно купается в том времени конца 60-х.
С любовью одета им вокальная группа - клеши, воротники уголочками. «Сегодня невозможно найти ткани того времени, но фасоны мы восстановили», - рассказывает о костюмах художник. Спектакль получился ярким внешне. В качестве декораций использованы принты на больших полотнищах, что дает ощущение света и не захламляет сцену.
Сегодня сложно говорить, надолго ли задержится очередная «Старомодная комедия» теперь от «Пятого театра» в Омске. Крайняя постановка арбузовской нетленки от Академической драмы с супругами Василиади в ролях, нашедших на склоне лет любовь двоих, в репертуаре главного омского учреждения Мельпомены оставалась недолго. Плюс постановки Рогулькина в том, что он не оставил сомнений, что пьесу эту можно ставить и сейчас. Те, у кого были вопросы по поводу необходимости вообще обращения к этому сочинению, снимут их, если побывают на этом спектакле.
Остапов и Казакова не Тенин и Сухаревская и не Самойлов и Бабанова, но трактовка омичей явно имеет право на существование.
Василий Романов
Фото Дианы Огородниковой