Жизнь фильма, который мы снимаем, будет иметь несколько этапов. Первый происходит сейчас, когда его еще никто не видел, и люди узнают и формируют о нем какое-то мнение. Следующий этап начнется во время кинотеатрального проката (фильм выйдет на широкий экран во многих регионах Сибири). После этого у нашего детища начнется онлайн- и dvd-жизнь, и у нас есть все основания полагать, что, когда этот этап наберет обороты, все негативные ассоциации забудутся.
- Объясняется ли в самом фильме истинный смысл названия?
- Нет, в сюжете картины нет линии, которая объясняла бы зрителю историю названия города.
- Жители Похабовска, кто они? Опишите кратко главных героев фильма.
- Главные герои как раз не жители этого города, а жители столицы, некогда уехавшие в нее из разных сибирских городов. Но есть в фильме несколько ярких персонажей, оставшихся на пмж в Похабовске. Сюжет картины развивается вокруг выборов мэра и все наши кандидаты само собой похабовчане. Эти персонажи – типовые для нашего региона (да и страны в целом) представители власть- и средствимущих классов. Есть среди них коррумпированный чиновник (его играет Александр Баширов), директор упадочного градообразующего предприятия (Александр Демидов), руководитель местной сети супермаркетов, строитель с бандитским прошлым и наивный бюджетник, который верит в демократию и справедливость.
- Кстати, о Баширове и Демидове, сложно было привлечь в «провинциальное кино» известных российских актеров?
- Все звезды, которых мы привлекли, были требовательны к духу, к сценарию, и мало внимания уделяли вопросам гонораров, райдеров и тому подобным вещам. Некоторые, пообщавшись с нами и поняв, насколько мы заряжены на достижение цели, пошли навстречу и не взяли за свою работу вообще никакого гонорара.
- Как вы считаете, почему в регионах снимается так мало фильмов федерального масштаба? Изменится ли когда-нибудь эта тенденция?
- Есть особенности производства, которые продиктованы объективными обстоятельствами. В регионе очень сложно собрать команду, которая в состоянии провести такую работу; трудно убедить принять участие в этой работе звезд; и главное, очень сложно сделть так, чтобы все это окупилось. А ведь именно окупаемость позволяет процессу кинопроизводства быть непрерывным. Мы в своей картине не претендуем на новаторство в актерском, режиссерском, операторском или монтажном мастерстве – в этих областях мы пока не настолько профессиональны. Но мы планируем оправдать ожидания зрителя.
- Почему вы называете фильм народным? Какую долю в создании фильма занимает именно «народ»?
- Во-первых, потому что мы сами народ, в нашей команде есть люди с образованием, соответствующим их работе над фильмом, но большинство никогда не училось снимать кино. Во-вторых, понимая, что самостоятельно нам проект такого масштаба не потянуть, привлекаем к работе массу энтузиастов и профессионалов из народа: актеров эпизодических ролей, участников массовки. Зачастую за счет социальных сетей мы ищем реквизит, локации и интерьеры необходимых нам для съемок.
Саундтрек к нашей картине создается из композиций, которые присылали нам музыканты со всей страны. Объявив «Народный саундтрек», мы получили в общей сложности более ста композиций, любой желающий мог прислать нам свою музыку, а потом услышать ее в кино.
Титры будут сделаны с помощью видео, которое пришлют нам жители Сибири в рамках проекта «Народный режиссер» (работы мы принимаем до конца сентября).
Герб и историю Похабовска мы разрабатывали совместно с нашими зрителями, люди предлагали свои варианты герба, свои похабовские байки и истории, а потом сами же выбирали лучшие варианты.
Кроме того, мы планируем привлекать средства для финального этапа создания нашей картины с помощью краудфайдинга (народного финансирования — прим. ред.).
В итоге к работе над нашим фильмом в разной степени имеет отношение несколько тысяч человек, и чем дальше, тем этих людей больше.
- Будущий фильм очень необычно продвигается в соцсетях. Постоянный диалог со зрителем - это один из признаков именно «народного кино»? Не тяжело помимо съемок проделывать такую огромную работу в интернете?
- В этом и есть особенность нашего проекта, и в этом тоже суть его «народности». Мы не знаем примеров подобной активности в социальных сетях уже на этапе производства. Мы открываем кухню специально для того, чтобы те, кто пойдет за нами могли учесть все наши ошибки и не наступать на те же грабли.
И тут можно рассказать про одну из закулисных тайн нашего производства: работу над фильмом ведут несколько отделов, один из них анонсирует все события в социальных сетях. В процессе создания нашей картины информации генерируется в десятки и в сотни раз больше, чем видят наши подписчики, и задача pr-отдела отобрать самые лучшие фотографии, самые интересные факты, ответить на любые вопросы, которые возникают у будущего зрителя. А вопросы возникают, интерес к процессу создания фильма растет день ото дня, поэтому мы усиливаем свою активность в соцсетях.
- Можно ли будет в будущем выделить «народное кино» в отдельный жанр?
- Я думаю, что в ближайшем будущем да, а в дальнейшем – нет. Я имею в виду, что в ближайшее время народное кино будет набирать обороты в нашей стране и вырастет до очень крупных масштабов, а дальше наступит некоторый упадок, потому что станет понятно, что снимать кино не так-то просто, а снимать хорошее кино еще сложнее. А люди, которые создают успешные региональные проекты, будут все больше и больше привлекаться к проектам уже федеральным.
- Насколько я понимаю, одна из задач фильма — показать жизнь сибиряков такой, какая она есть, развенчать мифы про медведей и шапки-ушанки. Но вот показываться он будет только в городах Сибири. Поможет ли это донести информацию до тех, кто действительно мало знает о сибиряках?
- На сегодняшний день такая задача не ставится. Цели сделать кино о сибирских медведях для европейских орлов не было. Мы делаем фильм для сибиряков, мы обсуждаем то, как мы здесь живем. И это один из основных принципов нашего проекта. Мы не хотим растекаться мыслью по древу, обращаться со своей работой ко всей вселенной.
- Какими вы сами видите сибиряков?
- Восхитительными, замечательными людьми. Единственное, на что нам хотелось бы обратить внимание сибиряков, что они, может быть, в недостаточной степени ценят свою землю и себя самих. Для изменения нашей жизни нужно на самом деле совсем немного, и это «немного» оно у нас в головах, а не в государстве, климате или ценах на хлеб. Когда у каждого жителя Сибири в голове произойдет щелчок и он осознает, что земля, на которой он живет, превосходна и способна приносить ему и его детям счастье, в этот момент и произойдет на наших с вами глазах разительная перемена в нашей жизни.
- Сегодня много говорится о брендах регионов. Можно ли назвать ваш фильм своеобразным брендом (Иркутска, Читы, всей Сибири)?
- Вне всяких сомнений мы брендируем Сибирь. Мы понимаем, что сейчас на наш регион смотрят как на нечто дикое, бескрайнее и страшное. А мы хотим показать наш регион развитым, умным и внятным.
- Сколько составляет бюджет фильма, на чьи средства он снимается?
- Бюджет нашего фильма не может, конечно, соперничать с голливудскими блокбастерами и составляет сумму несколько меньшую, чем та, которую вложили в «Аватар» Джеймса Кэмерона. Если серьезно, то в бюджете нашем нет ни копейки государственных средств, хотя мы и заручились моральной поддержкой министерств культуры ряда регионов Сибири (тех, что нашли время прочитать наш сценарий и убедиться в том, что он адекватен и непохабен). Финансирование проекта происходи за счет средств создателей картины и частных инвесторов.
Олеся Мельник