Публика, в основном состоящая из мужчин среднего возраста, охотно воспринимала все сказанное со сцены, одобрительно кивая в знак согласия и периодически взрывая хохотом и аплодисментами зрительный зал, а временами замолкая, находя и обличая сказанное в себе. В исповеди Гришковца сердце парадоксальным образом открывается каждому зрителю. Оно прекрасно знает о любой нашей прихоти или поступке, однако что мы сами знаем о своем сердце?
– Я самое ужасное, что есть у тебя, Человек. Я твое сердце. Я могу тебя убить в любое время. И даже если ты застраховал свою жизнь, я могу убить тебя прямо в твоем доме, в твоей комнате, – заявляет Сердце.
Гришковец, предельно искренний и щедрый на эмоции, рассуждает на вечные темы, рассказывая понятным зрителю языком о тяготах «сердечной» жизни. Бесконечное погружение в негатив новостей из телевизора, чрезмерное переедание, алкоголь и кофе, бессонница и вечная неудовлетворенность самим собой, зависть и гнев становятся по разные стороны человека и сердца.
Автор ставит на чашу весов «маленькие радости» человека в детстве и «неутолимую жажду удовольствий», свойственную всякому взрослому человеку. Сердце констатирует печальный факт: человек с возрастом намеренно растрачивает свои силы, «по собственному желанию» насилует себя и свой организм, истово веря в то, что делает все верно, потому что по таким законам живет весь мир.
– Что ты сделал со своей жизнью, что сейчас ты даже не можешь заснуть по ночам? Вспомни, как было в молодости, как ты спал... Ты спал лежа, сидя, стоя, дома, в транспорте, на лекции, под забором, с подушкой, без подушки, днем, вечером, ночью. Ты спал вкусно. Ты спал щедро. Талааантливо. А сейчас? Что ты сделал со своей жизнью, Человек? – вопрошает сердце.
Говоря о человеке, сердце не перестает повторять о незнакомом этому разумному существу чувстве меры и просит его научиться правилу «золотой середины». Есть в меру, пить в меру, гневаться в меру и даже любить в меру. Поскольку любимые люди, как отмечает автор, имеют свойство болеть и умирать.
Говоря о смерти, сердце отмечает, что самое тяжелое для него то, что человек сам порой не хочет жить.
– Бывает, например, ты хочешь жить, но сердце не может – и это страшно, но это нормально. Самое страшное – это когда сердце хочет жить, а ТЫ не хочешь. Это тяжелый каторжный труд – работать, осознавая, что твоя работа никому не нужна, – отмечает оно.
Говоря о жизни, сердце утверждает, что жизнь есть чудо, бесценный дар, которым надо дорожить. О том, как необходимо прожить жизнь, на протяжении двух часов пытается нашептать единственный герой спектакля Сердце.
Постановка заканчивается обращением к зрителям: «Цените свою жизнь!» Зал, который, по замечанию автора, не пожалел в кризисное время денег на билеты и отдавший два часа своей жизни для него, аплодировал стоя. Примечательно, что в театре был полный аншлаг.
Алия Балтабекова