– Варган – специфический инструмент. В мире насчитывается около тысячи разновидностей этого инструмента, поэтому говорить о родине и корнях варгана не приходится. Мое знакомство с инструментом было спонтанным, как сейчас помню, масса положительных эмоций нахлынула на меня, когда я учился на втором курсе. Я сидел на окне, а мимо проходил парень, я услышал такое «трынь», меня это взбудоражило. Оно было такое родное и любимое. Я понял, что это мое, тут же заказал себе инструмент с Алтая.
– Учить меня игре на варгане было некому. Даже с интернетом в 2003 году было не очень. Я примерно представлял, как должен звучать инструмент, и исходя из своих ощущений корректировал игру. Чтобы заиграть на варгане, не требуется ни специального образования, ни каких-то природных данных. У меня вот образования нет, но это не помешало мне в 2011 году начать «продвигать варган в массы». Совсем недавно я давал мастер-классы в нескольких российских городах, и как ни странно, на них пришли люди (улыбается).
– Варган учит тебя концентрироваться. Во время игры крайне важно дыхание, потому что малейшие изменения в нем влияют на звук, который вы воспроизводите. В итоге в маленькой точке концентрируется все твое тело. Потом этот опыт перекладываешь на жизненные ситуации. Да, многие народы используют варган в своих шаманских обрядах. Но я с его помощью «глюки» не ловил. Приятное расслабление, навык концентрации, интересное дыхание – это есть.
– «У тебя сильное горло, тебе надо петь», – так мне сказала одна бизнес-тренер на фестивале «Солнцестояние» в 2009 году, когда мы с ней пили чай. Вообще, это большая редкость, чтобы женщина занималась горловым пением, я бы даже сказал, что такого не бывает. Я знаю только ее. Меня это предложение позабавило и удивило. Но прошло не так много времени, и я понял, что мне надо заниматься горловым пением. Нашел в интернете самоучитель, и через месяц-полтора начали появляться какие-то результаты.
– Научиться тувинскому горловому пению может любой. В мире существует три основных типа тувинского горлового пения: сыгыт – это открытый свист, хоомей – закрытый. Некоторые певцы придумывают свои авторские стили, но все они так или иначе основываются на эти трех столпах, принципиально нового нет ничего.
– Если сравнивать с современной музыкой, то тувинское горловое пение очень походе на дабстеп. Послушайте хоть одну запись, и сразу поймете, что я прав. Изначально я тувинское пение слушал в сборниках танцевальных ремиксов, как ни странно. Потом начал слушать оригиналы.
– В планах у меня дать концерт в омской филармонии. Недавно был концерт в Москве в клубе «Море внутри», честно признаюсь – народу было мало, так как во время подготовки мероприятия я все время был в Омске, поэтому следить за рекламой в Москве было сложно. Но те, кто пришел, не пожалели. Организовать концерт мне помог бывший участник группы «Машина времени» Николай Ларин, скрипач, и Юра Капля, он играет на духовых инструментах. Вместе мы сделали проект под названием «Сияние» – это такие полуимпровизации с прописанными партиями, но при этом у каждого из музыкантов есть возможности для свободного полета.
Марина Грудинина.
Фото: Диана Огородникова и из сети интернет