Представьте, что будет, если в оперном театре соберутся поставить знаменитую «Кармен» Бизе, но…с куклами. Выйдет на сцену меццо-сопрано в роли огненной испанки, а в руках у нее марионетка, которая поет свои знаменитые арии голосом певицы, ею управляющей. Эксперимент? Еще какой.
Примерно по такому же пути пошли в «Пятом театре», решив придать новелле Проспера Мериме танцевальный оттенок. Вы спросите:«А зачем? Театр-то драматический, и до сих пор не был замечен ни в каких пластических вещах». Ответим просто: пластика нынче - тренд. Бессловесной, но танцующей сделали «Каренину» в театре Вахтангова. В театре Маяковского хореографически-драматические «Опасные связи» с поющим балетником Данко в главной роли. В омской экс-«Студии Гончарука», которую теперь будут звать «ТОП-театром», известный пластический режиссер Игорь Григурко поставил своего «Ловца грез». Собственно, почему молодежному по своей сути «Пятому» не сделать нечто подобное?
Он и сделал. С Марией Долганевой в главной роли. Такой подарок для Маши. Роскошная роль из классического репертуара, тем более, что для актрисы это последняя, при всей театральной условности, возможность сыграть роковую цыганку. По возрасту. Надо сказать, Маша не подкачала. Кармен в ее исполнении - не «фам фаталь», а скорее уставшая женщина, для которой секс - лишь средство достижения определенных целей.
«Я устал убивать твоих любовников», - заявляет ей Хосе в исполнении актера Евгения Фоминцева, лишая жизни и ее в финале. Так он «отплатил» Кармен за свою сломанную ею судьбу. Было за что: она использовала простого парня по-полной.
Четыре дня смог выделить для постановки омской «Кармен» известный московский хореограф Алишер Хасанов. Потом все то, что он придумал, доводил до ума уже после его отъезда омский танцор Дмитрий Маленов. Несомненно, Диме пришлось несладко, это особенно чувствуется, когда выходит танцующая массовка, там не все гладко и четко. Но Дима местный и его всегда можно вызвать для доработки. Танцы же с главными героями Хосе и Кармен вполне симпатичны и отвечают сути постановки. Поздравим Дмитрия! Кажется, это его первая работа в театре. За драматические куски надо благодарить осуществлявшего общую постановку крымчанина Рената Бекташева. После его «Ромео и Джульетты» в «Пятом», многими признанной весьма удачным спектаклем, от него ждали чего-то в таком же стиле. А он удивил другим. Кстати, за нетленку Мериме он взялся впервые в его довольно длинной режиссерской карьере. Версия Бекташева получилась динамичной - длится всего 1 час 40 минут.
Если быть до конца откровенным: не хватило сценической яркости костюмов. На фоне всегда немного притушенного света (жизнь-то контрабандистов, в основном, протекала по ночам), они сливаются с общим фоном- ведь из декораций на сцене лишь три темных полотнища. Но возможно, разработчики костюмов - сестры Долганевы - не хотели отвлекать внимания от драматического искусства родственницы.