Параллельно с работой в драмтеатре я занималась частным театром (Театром-студией им. А. Гончарука, сегодня «ТОП-театр» – ред.). Вместе с Сашей (Александр Гончарук, актер, режиссер и муж Анны – ред.) мы проводили опыты, делали театр таким, каким его видели. Наши темпы были несколько другие, нежели в драмтеатре.
За два года от шести спектаклей мы пришли к сорока. За два месяца до представления невозможно было достать билеты, это при том, что добраться до театра довольно сложно (он находился на территории санатория «Рассвет» – ред.) и цена билетов варьировалась от восьмидесяти до пятисот рублей. Эти залы собирали не примы театральные, а простые ребята, которых мы с Сашей вырастили. Когда был набор, принимали всех – никакого кастинга. С ними ездили на «Золотую маску», точнее на «Маску плюс», это было в тот год, когда на фестиваль из омских театров попал только театр драмы. Сейчас даже больше жалею не о расставании с драматическим театром, а о судьбе частного театра, который просто разрушили. Что послужило поводом, чтобы его уничтожить, я могу только догадываться.
Не понимаю разделения на мужские и женские профессии. Это ведь не вопрос, в какую кабинку уборной зайти, это энергетика. Если она у тебя есть и может повести за собой людей, то какая разница, что между ног? У некоторых мужчин такой энергетики просто нет – они мямли и рохли. Очень многое зависит от воспитания, родителей, окружающей среды. Хочет ли человек чего-то добиться, сделать в жизни.
Режиссер – очень авантюрная профессия. Как Иван Сусанин ведешь всех по лесу: финальная точка известна только тебе, но все должны быть уверены, что ты знаешь дорогу, хотя ты на самом деле до конца не понимаешь, во что выльется ваша работа. Но если те, кого ты повел за собой, поймут, что ты не знаешь пути, – это провал.
Режиссер не царь и бог, который все знает, а актеры не пешки, не марионетки, которые должны исполнять его прихоти. Театр – это искусство коллективное. Должна быть общая энергия, которая в какой-то момент преобразуется в спектакль. Самые лучшие постановки рождались из общего поиска: ты придумываешь идею, а какими тропами к ней подойди, ищет уже вся творческая группа.
Избежать склок и скандалов в театральной среде можно только при той системе, которая работает в «Театре Наций», когда актеров набирают на определенный проект. В этом случае люди приходят для того, чтобы работать. Нет того балласта, который сидит и ничего не делает, только разносит сплетни. Сегодняшняя театральная система устарела.
Главная задача режиссера – завладеть вниманием и заразить всех идеей. Тут женская сущность порой играет на руку: ты можешь взять обаянием, в то время как труппа рассматривает тебя, с ней можно уже что-то сделать, пока не опомнились. Но так получается не всегда, порой актеры быстро реагируют. Любви между театром и режиссером не бывает. Это как тигры не могут любить дрессировщика. Режиссер – одиночка. Он всегда должен быть начеку и с пистолетом. Дрессировщик-женщина – это еще сложнее, потому что не все хищники воспринимают женскую дрессуру, особенно больные тигры, зашитые, не желающие много и долго работать.
Не знаю, как живут нормальные семьи, поэтому не могу сравнить жизнь в творческой и обычной семье. Мы с Александром как две ядерные бомбы: если не взорвется, то облучит. Поэтому нам достаточно того времени, которое мы проводим вместе, чтобы придумать что-то, поднять на уши соседей. Они спрашивают: «Что у вас происходит?» А мы отвечаем: «Репетируем «Ивана Грозного».
С моей профессией материнство так же сложно сочетать, как и с любой другой, если ты весь погружен в работу. Декретный отпуск для меня что-то непостижимое. Как можно сидеть, ведь надо куда-то бежать, что-то делать, чтобы «шарик» под тобой крутился. Спасибо драматическому театру, что взяли меня с грудным ребенком. Мне тогда очень помогла мама, если бы ее не было рядом, то работать было бы невозможно. Тем, у кого рядом такого помощника нет, конечно, приходится сидеть дома.
У мужчины-актера чаще проявляется женская природа и все, что с ней связано: капризность, большое себялюбие, ветреность. И те качества, которые присущи женщине красивой, которая за собой следит, любит нравиться мужчинам. Ведь актер тоже выходит на сцену, чтобы нравиться зрителям. Если в театральный институт попадают парни с мужской натурой, как правило, они там долго не задерживаются. Бывают редкие исключения, к которым относится мой муж: они сохраняют свою мужскую природу. Однако женщина, которая выбрала актера, должна быть готова взвалить на себя и ребенка, и мужа.
Отношения супругов – это как мост, две его половинки. Если одной нет, то он начинает падать. В этих отношениях все: творчество, семья, дети. Тем не менее каждая половинка – сама по себе. Вы не ходите постоянно друг за другом хвостиком. Можете видеть друг друга только спящими или пятнадцать минут в день за ужином. Но за это время вы все ему расскажете, а он – вам. Должно быть какое-то личное развитие, которым можно поделиться друг с другом. Я очень много общаюсь с людьми, и это сильно на мне отражается. Когда нет никаких душевных сил и я теряю равновесие, мне очень помогает Саша. Он умеет справляться с кризисными ситуациями.
Сложно в наше время дать определение идеальной жене. Когда-то говорили, что нужно выйти замуж за богатого, сидеть дома и растить детей. Мне кажется, что идеальная жена – это та, которая все успевает: работать, детьми заниматься, готовить, помогать родителям – своим и супруга, быть всегда в тонусе, хорошо выглядеть. Я даже знаю такую женщину – Наталья Романовская (адвокат, подруга Анны – ред.). Она все успевает, никогда не видела ее уставшей.
Нужно развивать качества, присущие именно вам. Например, можно заниматься своей фигурой, постараться довести ее до идеала. Допустим, Анджелина Джоли – идеал, но ею стать невозможно, потому что это бессмысленно: чужая природа, интеллект, темперамент, чувственность. Лучше стараться развивать себя и свои качества, чем подражать кому-то другому. Познай себя. Если ты не будешь развиваться внутренне, то в какой-то момент есть возможность осознать, что ты неинтересный человек. Это жутко.
Текст: Марина Грудинина
Фото: фотостудия PANAMA