В минувшие выходные на сцене Музыкального театра прошел моноспектакль «Прыжок в свободу» питерского режиссера Андрея Дежонова. Хореографическая драма (именно так окрестили эту постановку «на стыке» театра и балета) о жизни талантливого танцовщика Рудольфа Нуриева уже седьмой год покоряет сердца российских и зарубежных зрителей.
Кем же был неподражаемый Нуриев? Гением, бунтарем или тонким и ранимым юношей из балета Ролана Пети? Во время спектакля сценический Нуриев поочередно отражает все эти грани противоречивой артистической натуры. Роль «Чингисхана балета» блестяще исполняет Сергей Янковский - за эту роль он был удостоен премии театрального фестиваля «Амурская осень». Поговаривают, что, для того чтобы вжиться в образ, Янковский ходил в балетный класс и брал уроки классического танца, перенимая манеру поведения солистов балета. За два часа актер проживает на сцене яркую жизнь знаменитого танцовщика, в судьбе которого нашлось место и славе и отчаянию, голоду и роскоши, борьбе с ненавистным коллективизмом и тому самому прыжку к свободе (в буквальном смысле), когда дерзкий и не желавший смириться с советской властью Нуриев перепрыгнул через ограждение в Парижском аэропорту, дабы навсегда остаться в Европе.
Янковский мастерски читает авторский текст Нуриева, который сам танцовщик написал по своим воспоминаниям в 1961 году. Эмоциональный монолог актера прерывает язык танца, как только на сцену выходят солисты балета Мариинского театра и блистательная Илзе Лиепа («Как она двигается! Руки, словно крылья птицы!» - перешептываются зрители во время антракта).