Головнев достаточно подробно и, буквально, попунктно прокомментировал данный вопрос:
«Это западная практика, она в России не так давно, сегодня все ключевые ресурсы по распределению денег, это и Министерство культуры, и Фонд кино, все финансируют при помощи пичинга. Что такое пичинг? Это когда человек не просто подает закрытый конверт-заявку, после чего выигрывает либо не выигрывает деньги, он должен выйти и открыто представить свой проект, показать, если у него есть, тизер, трейлер, рассказывать, отвечать на вопросы, - начал свой монолог Головлев. - Это способствует открытости. Более того, для молодых кинематографистов пичинг - это возможность встретиться с продюсером. Продюсер ищет режиссеров, режиссеры ищут продюсеров, пичинг - это место, где они встречаются. Другое дело, что, к сожалению, пока в России система пичингов только начинает развиваться и поэтому все нынешние кинофестивали с участием молодых режиссеров устраивают их, - продолжил режиссер, сразу перейдя к перечислению заслуг европейского формата. - Что это дает? Во-первых, это дает возможность найти продюсера, но редко. Во-вторых, это дает возможность для молодых кинематографистов, условно, «обкатать» свой проект на опытную аудиторию, на людей, которые могут помочь, поддержать. Проверить, протестировать «а не ерунду ли я делаю». Очень часто бывало так, что человек понимал оное только после того, как сделал фильм. Ну и, в-третьих, очень мало людей, которые умеют внятно донести свою мысль, есть даже такой смешной термин - «лифт пичинг», он из европейских кинофестивалей к нам пришел, когда вдруг режиссер и продюсер заходят в лифт, и пока он движется, режиссер должен донести до инвестора свою мысль, больше у него такой возможности никогда не будет. Нужно уметь донести свою идею. Заявок на пичинг подали крайне мало - из 120 фильмов всего 12 тех, кто решил выступить на пичинге. Но я думаю, что это будет развиваться».
Сидевший рядом и все это время внимательно слушавший своего коллегу Дмитрий Астрахан не смог остаться в стороне от затронутой темы. Маститый режиссер высказал свою точку зрения по поводу пичинга, не умалив при этом слова Головнева, а лишь подчеркнув, что в советское время, когда он «родился» как кинематографист, этот формат был не нужен. По мнению Астрахана, это просто бессилие современных режиссеров, которые не могут дотянуться до качества советских фильмов.
«Я вот сижу, слушаю и думаю. Согласен со всем, что говорилось о пичинге. Но знаете я, к счастью, в своей жизни в пичингах не участвовал. К счастью! - подчеркнул Астрахан. - Обошлось. Интересно, если бы я участвовал в пичингах, стал бы я режиссером вообще? - улыбнувшись, сказал кинематографист. - Это вопрос. Я помню, у меня на курсе ребята намного лучше рассказывали свои истории, а я делал лучше работы. Понимаете, говорить и ставить - это такие разные вещи, это вообще такая тонкая штука. Возможно, такой метод необходим, но это все от бессилия, потому что не могут снять кино, как в советское время, не могут выстроить пока такую модель. «Машина» советской власти в кино была основана на мощнейшей редактуре. Там не пичинги были. Там сидели определенные люди - на «Ленфильме» у нас была такая Фрижетта Гургеновна Гукасян, - плавно перешел к истории из своего прошлого Астрахан, - она была главным редактором Ленфильма, я не знаю, как она появилась на этой должности, но в кино меня привела она, потому что видела мои спектакли, не спрашивая ничего, просто посмотрела мои работы. Также она привела в кино еще многих сценаристов, драматургов. Не комиссия определяла! - вдруг, повысив голос на пару тонов, сказал режиссер. - Она одна все определяла, а ее почему-то поставила партия на эту должность, - засмеявшись, продолжал мэтр. - И когда мы шли по Ленфильму, везде были развешаны таблички на дверях «худрук такой-то», на ее двери было просто написано Гукасян. Все знали, что это Фрижетта Гурегновна. Она находила, шла в обком партии, убеждала финансировать эту идею. Среди тех, кого она «запустила», были Герман, Аранович и т.д. Она, можно сказать, была продюсером. Коэффициент ее попаданий в 10-ку был очень высок. А сегодняшняя ситуация другая, это просто попытки как-то заткнуть вот эту дыру. Это очень тонкий вопрос в искусстве»
Махаббат Сердалина
Фото: Ирина Губарева