– В июле с товарищем полетим на самолетах ПО-2 и ЯК-12 в «столицу Арктики» – на остров Диксон: планируем повторить путь легендарного советского летчика Фабио Фариха, который участвовал в многочисленных арктических вылетах и в 1931 году прошел этот маршрут на У-2 (ПО-2).
Американский самолет Sessna 172 - один из наиболее популярных самолетов в истории мировой авиации - начали выпускать с 1956 года. За свой массовый выпуск (более 49 тысяч) попал в Книгу рекордов Гиннесса. К слову, Матиас Руст в 1987 году приземлился на Красной площади именно на Sessna 172.
На Sessna 172 можно лететь со скоростью до 200-220 км/час при расходе топлива 35-40 л/час.
Даже пуговицы – ретро
Казалось бы, грандиозными авиапутешествиями можно и ограничиться: занятие серьезное, ответственное, времени занимает немало.
Но увлечение стало для пилота образом жизни – и вот уже к самолетам, достойным музеев авиации, прибавляются раритетные вещи: часы 1920 года, наган 1946-го, патефон 1951-го, сапоги 1961-го…
Московской реставрационной группе, которая готовит реквизит для съемок фильмов, Александр заказал пилотскую форму образца 1936 года. Все аксессуары костюма, вплоть до ремня и пуговиц – аутентичные.
Три стихии увлечений
До того как стать заядлым пилотом, Александр перепробовал немало увлечений. «С детства мечтал овладеть тремя стихиями: землей, водой и воздухом. Путешествовал на снегоходах, преодолевая расстояния в тысячи километров, получил водительские удостоверения всех категорий. Были в моей жизни гидроциклы и катера: я капитан маломерного судна. Серьезно занимался подводным плаванием: освоил пять ступеней дайвинга, в том числе глубоководное погружение на смесях. Но когда перешел на авиацию, меня так сильно зацепило, что все свое свободное время стал посвящать самолетам».
Со временем к пилотскому удостоверению, которое Александр получил в Казани, добавился допуск по обслуживанию техники, чуть позже – удостоверение командира-инструктора первоначальной подготовки и переподготовки на другие типы воздушного судна.
Деталь
Летает Александр и на вертолете МИ-2. В основном в Тюменскую область, Ямало-Ненецкий автономный округ, на север Омской области. Ради своего другого увлечения – рыбалки.
Попутчик из космоса
Что делает частный пилот, когда летит на своем самолете из одного города в другой? Все то же самое, что и в машине: думает о жизни, пьет кофе, жует шоколад и слушает музыку: «но только не громкую, не рэп и не рок – иначе можно быстро устать». А вот под композиции ABBA и, на удивление, под песни украинки Елки управлять самолетом очень даже удобно, – признается Александр. Правда, однажды ему было совсем не до музыки…
– Летел между Челябинском и Курганом и вдруг вижу в воздухе вспышку. Первая мысль – неопознанный летающий объект, вторая – нет, скорее всего, воздушное судно, которое развалилось в воздухе. Тут же сообщил об этом в диспетчерскую. Что удивительно: на радарах службы ничего не заметили. Позже выяснилось, что это был метеорит. Интересно, что за несколько часов до случившегося мне нужно было решить: лететь в Челябинск или сесть в Кургане. Выбрал второй вариант. Если бы не сработала интуиция и приземлился в Челябинске, был бы в районе полигона Чебаркуль ровно в 9.15 утра – как раз в то время, когда упал метеорит.
О стереотипах
«Многие думают, что владелец самолета – это какой-то миллиардер. Ничего подобного. Двухместный самолет, произведенный в Самаре, стоит меньше двух миллионов рублей.
За три можно купить уже четырехместный иностранный (правда – б/у). А запчасти на самолеты гораздо дешевле, чем на некоторые машины: начиная от колеса, заканчивая проводами и фильтрами. Для сравнения: лобовое стекло на самолет Cessna 172 стоит $300, а на авто типа Mercedes – $1000.
Идеальные дороги неба
На сегодня Александр – один из самых летающих частных пилотов в стране. В год он «налетывает» более 350 часов. Для сравнения: эта цифра для среднестатистического пилота-любителя на порядок ниже – 50-100 часов в год.
– Это нездоровый интерес, – смеется Александр. – Таких «больных» мало.
– Неужели не страшно летать?
– Всегда должно быть место разумному страху, но на самом деле, если соблюдать все правила, на самолете передвигаться гораздо безопаснее, чем ехать в автомобиле в аэропорт. И в разы приятнее. Во-первых, нет плохих дорог. Во-вторых, нет служб ДПС. В-третьих, никто не подрежет и не врежется «в лоб». Скажу больше: пересев за штурвал самолета, я стал и более ответственным автоводителем. За рулем не разгоняюсь, всегда пристегиваюсь и не допускаю, чтобы загоралась лампочка топлива. К тому же стал намного пунктуальнее, опоздание даже на пять минут считаю личным оскорблением. Авиация дисциплинирует.
Игрушки больших дяденек
– Сообщество авиаторов очень дружелюбное, – рассказывает Александр. – Здесь ни у кого нет цели заработать. Все частные аэродромы содержатся за счет самих же владельцев, но денег им это не приносит. Это всего лишь увлечение больших дяденек. Мужчин с такими габаритными «игрушками» становится все больше. Я уверен, что мы на пороге авиационного бума. Готов спорить, что через год-два «авиаволна» накроет западную часть страны. В Омске ее можно ждать через пять-шесть лет.
Где покупают самолеты?
ЯК-12М Александр купил в Москве у частного владельца, а вот Cessna 172 заказал в Америке.
ЯК-12М - транспортный санитарный самолет, выпускался серийно с 19447 по 1956 год.
Восстановить ЯК-12М Александру помогли единомышленники: при 10-часовом графике работы команда из 12 профессионалов отреставрировала самолет за полгода.
Автор шедевров на самолете - известный омский художник Дамир Муратов.
«Вторичный авиарынок в Америке развит и востребован. Покупать выгодно и достаточно просто: заходишь на сайт, делаешь выбор. Посредники проверяют самолет и готовят заключение. Если все устраивает, самолет разбирают и отправляют заказчику в контейнере».
Деталь
Вполне вероятно, что этот ЯК-12М – единственный в России легализованный самолет такой модели. Чтобы получить необходимые документы, нужно потратить порядка 250-300 тысяч – далеко не все готовы отдать такую сумму «за
официальность».
Текст: Екатерина Черненко
Фото: из личного архива героя, фотостудия PANAMA