Владимир Золотарь
Как более чем «эффективный менеджер», которые так ценятся современной властью, Владимир Золотарь точно знает, что ему необходимо, чтобы получилось то, что он хочет. А необходимо было много-много оборудования, которого у Омского ТЮЗа не было. Теперь есть. Театру помогли, а что получил при этом зритель?!
Постановка продается в кассе с возрастным цензом «16+». Создатель убежден, что ничего такого, что нельзя показывать школьникам в его действе нет. Однако существует закон о пропаганде нетрадиционных взаимоотношений, под который легко можно подвести последний эпизод спектакля «Пир во время чумы», где в роли Мэри в женском обличье появляется Никита Пивоваров.
Введя такие возрастные ограничения для постановки, ТЮЗ сразу «отрубает» весомую категорию зрителей, но учреждение можно понять: попасть под судебный иск сегодня хоть и хорошо с точки зрения рекламы, но с имиджевых позиций это потеря.
Заранее предвидя ситуацию, Золотарь в интервью МС2 высказался, что на тех, кто просто придет в театр с целью, не читая, узнать содержание классического произведения, «тюзовцы» не рассчитывают. Значит школьники "в минусе". Однако, и взрослая публика вряд ли может считать эту постановку приобретением.
«Маленькие трагедии» от Золотаря значительно энергичнее «Маленьких трагедий» от «Студии Л. Ермолаевой», поставленных там Максимом Диденко. Но получился и не драмовский спектакль, и не ТЮЗ. Золотарь сделал правильный для эффективного менеджера шаг, пригласив на главные роли актеров Академического театра Драмы, которые сыграли у него то, что уже исполняли на сцене родного учреждения Мельпомены. Философствующий Теплоухов, герой-простак Манцыгин, артист на роль любовника с большим опытом Шапорин.
Руслан Шапорин
В классическом фильме режиссера Швейцера по «Маленьким трагедиям» Моцарта тоже играл простак Золотухин. Эту идею нельзя считать новой. Как не выглядит новым прочтением и уже упоминаемый эпизод «Пир во время чумы». Золотарь решил поставить в Омске что-то похожее на «Трехгрошовую оперу» розлива тридцатилетней давности. Да, большой оркестр и обширный хор. Но ведь не могло все делаться только, чтобы показать возможности музыкантов и то, что актеры стараются петь вживую?!
Из тех, кого стоит отметить, - исполнительница роли донны Анны Мария Сазонова. Актриса с хорошими внешними данными, но пока не раскрытым темпераментом. Сложно, правда, представить кого можно поставить с ней в пару: одного роста с не мелким Шапориным в роли дона Гуана она только без обуви. Но даже красота Сазоновой не смогла отвлечь внимание зрителей от скрипучего появления статуи Командора.
Творение художника Кукушкина в виде кисти человеческой руки, выполненной из труб, выползло на сцену со скрипом, довершив эпизод «Каменный гость». Получился то ли недоделанный «хорор» - перед этим дон Гуан Шапорина убил одного из героев и свою экс-возлюбленную, сложив трупы друг на друга, то ли программа «Маски-шоу».
Хочется отдельно указать на умение тюзовского лидера Владимира Золотаря рассказывать о своих постановках. Все-таки роль Ираклия Андроникова, который так повествовал о культуре, что заинтересоваться предметом мог любой, хоть раз его услышавший, явно близка лидеру «тюзовцев». У него отлично получается презентовать собственные проекты, потому что он про них все знает.
Но рассказ - это не то, что получается в итоге в виде сценического действа. Хотя в названии автор дает себе возможность пойти при неудаче на попятную. Дескать «Маленькие трагедии. Опыт драматических изучений», как полностью называется постановка - это опыт. А он, если верить практике, не всегда приводит к тем результатам, какие подразумеваются.
Отдельные гламурные издания уже поспешили заранее записать «Маленькие трагедии» ТЮЗа в «Спектакль года». Пока этого не случилось. Но может быть произойдет 16 марта, когда пушкинская нетленка в версии Золотаря будет показана вновь.
Василий Романов
Фото: Дмитрий Феоктистов