Калининград в силу географических особенностей – регион необычный (так зажат между Литвой и Польшей, что, как пытаются острить местные жители, они боятся играть в футбол, чтобы мяч не улетел за границу). Иногда возникает ощущение, что без субъективной воли первого лица там вообще ничего не делается. Мало кому интересно, что здесь где-то выступал Вагнер. Главное – куда упал взгляд приехавшего сюда президента.
Экскурсоводы с удовольствием раз за разом возвращаются к персоне Людмилы Путиной. Рассказ о непростой судьбе многих калининградских долгостроев из минорного превращается в мажорный после отступления: «Но тут приехал Владимир Владимирович к теще на блины, увидел это и...» Например, стилизованный под тевтонские постройки торговый комплекс «Рыбная деревня» на берегу реки Преголь напротив Кафедрального собора построили на юбилей города. Приехал Владимир Путин, посмотрел на исторический центр, и решили... Длиннющий мост в центре Калининграда десятилетия не могли построить. Но Владимир Владимирович однажды увидел, какие здесь пробки, и... А вот у единственного местного небоскреба, прямо возле собора с Кантом, несмотря на участие в его судьбе президента, печальная судьба. Хотели сделать из него офисный центр, но Путин почему-то запретил. И теперь гигантское офисное здание пустует... У озера близ площади Маршала Василевского экскурсовод показывает на другом берегу какие-то фигурки – тоже установили по решению Людмилы.
Легче сказать, где в Калининграде экс-супруга президента в пору статуса первой леди не побывала. Людмила Путина посещала здесь, например, воспитательную колонию, художественные галереи, школы. Встречала старых друзей. На ее визиты обычных журналистов не пускали, за исключением прогубернаторских СМИ. «Они, что, прошли предварительный отбор ФСО?!» – возмущались местные «бизнес-курсы». Под секретом было, к примеру, то, навестила ли Людмила Путина маму и сестру Ольгу Цомаеву. Как рассказывают местные СМИ, по телефону отвечать отказались, поэтому журналисты отправились домой к Шкребневым. Путинской тещи, Екатерины Тихоновны, дома не было. Муж Ольги, гулявший возле дома с дочкой, молчал как партизан, а сама Ольга захлопнула перед прессой дверь: «Никаких интервью мы давать не собираемся». А один из соседей сказал: «Приезжала она. Ночью. Я шел домой, а возле дома охрана стоит. Чтобы попасть домой, пришлось паспорт предъявить».