Сколько мата может вынести театрал?

После скандального спектакля словенского театра, в котором актеры выходили на сцену голыми и крыли матом некоторые реалии жизни и зрителей в зале, мы решили поговорить о том, как скандальные постановки влияют на репутацию театра.

Собеседник МС – Александра Юркова, директор «Пятого театра» и организатор фестиваля «Молодые театры России», в рамках которого в Омск приехала нашумевшая постановка.

Александра Илларионовна, на ваш взгляд, спектакли с нецензурной лексикой влияют на репутацию театра как учреждения? Имидж «Пятого театра» не пострадал?

– Я уверена, что такие постановки не влияют на имидж театра. Ведь фестиваль – это срез театральной жизни в мире. Мы вместе с театроведами исследуем, что происходит в современном театре из разных концов света. Это не значит, что в постановках «Пятого театра» будут использоваться такие спорные приемы.

Спектакль шокировал омских зрителей. Можете поделиться своими впечатлениями от этого театра?

– Я видела этот театр в Хельсинки, там он был еще резче и социальнее. Вообще, это отличительная черта словенских театров – они пристальное внимание уделяют социальным проблемам. Показывают на сцене пьющих женщин, женщин, которые бросают своих детей, беспризорников. Заставляют зрителя задуматься о том, как сделать, чтобы такого в жизни не было.

Этот молодежный театр произвел в Европе фурор, его приглашают на различные фестивали, понимают и принимают их творчество. «Будь проклят тот, кто родину предаст» – это спектакль-провокация, они, как и всякий творческий коллектив, ищут пути к тому, чтобы донести до зрителя какие-то проблемы, показать боль своего народа. Может быть, они думают, что только так они будут услышаны. Люди будут шокированы, люди зададутся вопросом: «Почему они так говорят? Они что, не могли других слов найти?» Люди почитают справочную литературу, и, быть может, поймут, почему для описания того страшного времени в истории своей страны режиссер не смог найти других слов. Это спектакль-провокация, это боль словенского народа.

А как такие постановки влияют на репутацию театра вообще? Ведь основная масса театралов это люди интеллигентные, зачастую «старой закалки», и их оскорбляют подобные приемы, они могут разочароваться в театре и перестать ходить в театр в принципе.

–  Вы не совсем правы, сегодня в театр приходят очень разные люди. Словенский театр не показал ничего такого, что мы не видели бы на ТВ или в реальной жизни. Конечно, неподготовленного зрителя шокирует, когда актеры пользуются ненормативной лексикой со сцены.  В жизни людей старшего поколения не было ничего подобного, и, думаю, им действительно не стоит ходить на такие спектакли. Естественно, зрителям было неловко. Мы поняли, что следует их подготовить. На следующий день перед показом профессор из Санкт-Петербурга очень подробно рассказал о том, что зритель увидит, и об историческом контексте. И никто не покинул зал, спектакль приняли благосклонно.



По вашим наблюдениям, скандальные спектакли больше привлекают публику или, скорее, отпугивают?
– Ни то, ни другое. Могу сказать, что у зрителя есть настороженность по отношению к современной драматургии. Она не всегда понятна, она требует глубокой подготовки.

А как вы относитесь к таким провокационным постановкам? Увидим ли мы что-то подобное в исполнении актеров  «Пятого театра»?

– Нет. Словом можно убить, и я как человек и как директор театра категорически против использования мата на сцене. Сложно найти современную пьесу без мата. Но актуальные проблемы можно показать и через классику – через Островского, Салтыкова-Щедрина, Чехова. Все зависит от режиссера.

Что, на ваш взгляд, в театре недопустимо?

– Развязность, неуважение к зрителю, неподготовленность и непрофессионализм актеров, мат.


Справка:

Словенский спектакль «Будь проклят тот, кто родину предаст» демонстрировался в рамках программы фестиваля «Молодые театры России» на сцене «Пятого театра», на словенском языке с русскими субтитрами. Во время первого показа публика массово покидала зал. Вот как описывает свои впечатления от спектакля блогер valitov_gonzo:


«Прием с обнажением, кстати, очень ничего. Персонажи стоят без трусов и рыдают. Гремят выстрелы. Один из героев расстреливает их на**й. Они сами и их тела – просто мясо. Мясо, брошенное на алтарь балканской войны, которой, кстати, посвящен спектакль.
Зритель теряет чувство комфорта, когда со сцены орут «Че вылупились? С*ки русские!!!»
В буклете фестиваля «Молодые театры России» написано: «С юмором и теплотой спектакль рассказывает об истории словенского народа после не столь давней балканской войны, разделившей родных и близких на врагов и друзей». Такая вот теплота, с*ки русские! Ну, а мне спектакль понравился».

Записала Саша Александрова

Фото: архив БК55, Афиша.ру


0
Мяу04.06.2013 11:56:12
Очень грамотно все разложено. Может наконец прекратиться необоснованный накат на спектакль. Мы же не в коробке из-под обуви живем, должны и другой театр видеть, не только тот, который с нами заигрывает и сюсюкается
0
Екатерина05.06.2013 08:58:13
Ерунда все это. Когда приходишь в театр хочется видеть что-то культурное, эстетичное. А социальные проблемы можно излагать и в одетом виде, без использования нецензурной лексики. Этого и в обычной жизни хватает. Конечно, можно сказать, что не нравятся спектакли подобного типа - не ходи, но очень жаль, что таких спектаклей становится все больше и больше. И теперь эпатаж несется не только из СМИ, но и с театральных подмостков, как будто привлечь зрителя больше нечем. А может быть у современных режиссеров просто уровень культурки такой...
0
Вика05.06.2013 22:32:57
Екатерине. "...у режиссеров уровень культурки..." А Вы, Екатерина, простите, кто по профессии? Или еще не получили оную?
0
ёрник05.06.2013 23:07:58
\"Словенский театр не показал ничего такого, что мы не видели бы на ТВ или в реальной жизни...\" В таком случае, вопрос:какой смысл от оного театрального действия? И что значит \"требует глубокой подготовки\"? Если я правильно понял, нужно радоваться, что деградируем медленнее окружающей действительности! И почему награждение эпитетом \"русские с...\" должно привести меня в состояние философской рефлексии с последующим катарсисом? А Европа восторгалась по поводу этой же фразы? Или национальность менялась в зависимости от... Но самое забавное,явление питерского \"адвоката\" и, мгновенно возросшая, благосклонная вдумчивость публики! Это называется: получили по лицу, \"провинциальные с...\"!
0
ернику06.06.2013 09:01:45
О, а вы, наверное, один из тех, кто спектакль не смотрел, но с радостью готов его охаять? И заодно всю европу, в которой не бывал. Это прямо какой-то новый омский тренд: критически высказаться о словенцах, порассуждать на заданную тему. Молодцы, похвально.
0
критик06.06.2013 11:03:24
а сама "бабушка" по слухам активно использует ненормативную лексику в своем театре))
0
Театрал06.06.2013 13:50:01
А на Х.. нам ваш мат. Верните его себе в зад! Колхоз, блин!
0
Евгения08.06.2013 11:37:11
/Необоснованный накат на спектакль/ - это не спектакль.
Спектакль - произведение сценического искусства.
Орать матом с голым задом - пардон это не искусство.
Г-жа Юркова оправдывает данное поведение на сцене невозможностью выразить мысль и привлечь внимание иначе. Позор.
Учитесь выражать свои эмоции и чувства грамотно и достойно, а уже потом выходите на сцену.
0
Евгения08.06.2013 11:43:04
И ни церковь, ни кабак -
Ничего не свято!
Нет, ребята, все не так,
Все не так, ребята!

Слушайте гения.
0
Мяу11.06.2013 10:20:32
Евгения, значит, вы на спектакле были? Или вы из "армии" тех, кто не сиотрел, но не одобряет? И тех, для кого театр - это бархатные кресла в зале и возвышенные чувства на сцене? Гений, которого вы цитируете, сам был не из простеньких и переживал очень сильные эмоции, которые не всегда выражались литературно. И протестовал так, что мало не покажется - именно против такого дикого застоя мысли, против которого выступали и ребята из Словении. И главное, не забывать, у каждого есть выбор - для вас всегда открыты двери Галерки, там вас будут "потчевать" именно тем искусством, которое вам нужно - правильным и добреньким.
0
Актёр Притуляк13.06.2013 10:19:30
Современная драматургия и современные формы - безусловно сложны для восприятия. У нас люди привыкли к тому, что их везде пёрышком по пузику щекочут - и смешат, смешат, смешат. Есть спектакли, которые требуют работы не только от актёра, но и от зрителя. Важно, чтобы зрители были готовы сделать этот шаг навстречу. КОгда человек приходит на ФЕСТИВЛЬНЫЙ спектакль - то он должен понимать, что это не совсем для его развлечения делается. Эти спектакли - исследования. Выход из зоны комфорта. Причём и актёра и зрителя. Так что - господа, театр - искусство коллективное. Хотите новых ощущений - будьте готовы к потрясениями
0
Ну...19.06.2013 18:05:17
Актер притуляк, самым большим потрясением для меня в театре может стать, к примеру срущий на сцене актер. И ЭТО заставит задуматься?
0
Театр Молодой20.06.2013 13:53:29
Давно пора всех директоров старперов на пенсию. Дайте дорогу молодым. Юркова облажалась с фестивалем по полной, да и в театре у нее бардак, теперь интервью дает как у нее хорошо.
0
Антон25.06.2013 16:14:03
Ну... В 2008 году на фестивале "Академия" был спектакль театра "Шаубюне" со срущей на сцене актрисой. Вас, очевидно, на том спектакле не было.
0
да уж30.06.2013 01:04:50
юркову - на мыло! к руководству в омских театрах - во всех!!! - должны прийти молодые.
0
Дульсинея12.07.2013 09:05:57
А судьи кто, простите? Надо чистку делать не только среди директоров театров, но и режиссеров некоторых попросить. Дело не в пенсионном возрасте. А вот вопрос: почему из минкульта уходят достойные люди? Задумайтесь. Кто им работать не дает, кто их выживает? Мамонтова, например, сама за мат. Если молчит министерство, значит, все хорошо. У них хорошо. Или лучше: им хорошо.
О проекте
Развлечения
 
Звезды
Светские хроники
Внешний вид
Новости
Новости соцсетей
Фотоотчеты
Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77 - 88403 выдан 29.10.2024 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Шихмирзаев Шамил Кумагаджиевич

CopyRight © 2008-2024 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.

И.о. главного редактора - Кузнецов Игорь Александрович.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: info@bk55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: reklama@bk55.ru, reklama@bk55.ru
Яндекс.Метрика
18+ Рейтинг@Mail.ru