Презентация в Омске фильма «Анатомия чемпиона», который стал победителем и лауреатом двух международных фестивалей документального кино. Слева направо: заслуженный артист России, лауреат театральной премии «Золотая маска» Михаил Окунев (закадровый голос), режиссер Владимир Головнев, заслуженный мастер спорта России, двукратный чемпион Олимпийских игр Алексей Тищенко
Почему документальное кино? Когда я вернулся в Омск, игровое кино находилось на нуле. На производственном уровне возможно было делать только документальное кино. Наш первый фильм был снят о путешествии православных людей на теплоходе. Судно шло по Оби через Окунево, останавливалось в разных деревушках, где пассажиры крестили язычников. Для меня было интересно, как происходит взаимодействие людей, которые мыслят по-разному. После этого фильма некоторые студии из Москвы и Екатеринбурга начали меня приглашать к себе. Здесь организовали киностудию «Игра», стали получать поддержку со стороны, сейчас эта киностудия находится в Екатеринбурге, переехала вместе с нами.
Режиссер документального кино должен уметь сливаться со стенкой. Еще ему необходимо быть внимательным, любопытным. незаметным. Никаких специальных подходов к героям доккино нет. Мы приезжаем и долгое время живем с ними. Однажды снимали «Занавес», фильм про закулисье провинциального профессионального театра.
Первые две недели съемок мы выбросили в корзину. Вначале актеры всегда хотят казаться лучше. Это недопустимо для документального кино. Оператор должен подходить близко к героям, и не всегда с включенной камерой. Есть такая технология, чтобы герой привыкал к объективу, а оператор стал для него атрибутом мебели. За время работы мы должны уже сливаться со стенкой. Через две недели они про нас забыли, мы все время с ними сидели, кушали, не лезли к ним с советами. Продюсеры меня очень не любят, потому что я долго всегда снимаю. В отличие от режиссера игрового кино, который должен брать рупор в руки, всех строить, командовать, документалист должен быть незаметным.
Я учился на режиссера игрового кино. Недавно мы узнали одну историю. В провинции появился спортсмен-бегун, чьи результаты в забеге, на мой субъективный взгляд, противоречат человеческой анатомии. Он бегал так, как не может никто. Его проверяли врачи. Никаких допингов не нашли, с костями все хорошо. Оказывается, за этим скрывалась вот какая история: мальчик жил в трех километрах от центра. Его мама упала в обморок, он бежал из поселка в райцентр за помощью и не успел. С тех пор каждый раз, когда он выходил на беговую дорожку, включалась мотивация. Он выдавал то, что невозможно сопоставить с какой-то игрой логики. Износ. Понятно, что этот человек долго не прожил. По этой истории мы планируем снять игровую короткометражку, она довольно дорогая. Но мы уже с тизером этого сюжета выиграли немало призов. Некоторые жизненные истории я бы хотел рассказать именно в игровом свете. Не могу потом представить, что будет с героями, людьми, если об этом рассказать в доккино. А здесь — актеры, все совпадения случайны, никому не наврежу. Многие режиссеры-документалисты уходили в игровое кино именно по причине этических моментов.
Этика документального кино. У режиссера есть чувство ответственности за героя. Например, после того как «Занавес» начал работать, его начали показывать на фестивалях, у зрителей это вызвало неоднозначную реакцию. Хотя изначально сами герои фильма отреагировали на картину хорошо, отнеслись к этому как к капустнику. Потом им начали звонить коллеги, мне написали очень злое письмо, чуть ли не с проклятьями. Есть у документалистов такая точка зрения, я ее абсолютно не разделяю: «Хороший результат, если герой фильма подал на вас в суд. Значит, ты рассказал правду». Мне кажется, это просто плохой человек оказался. Некоторые откровенно жестят. Есть один режиссер, не буду назвать его имени. Когда у него на кухне умирала мама, он вместо того, чтобы помочь ей, снимал последние минуты ее жизни. Когда его спросили: «Вы как?» Он ответил: «Если бы я был врач, я бы помог. Но я режиссер, поэтому снимал». Я с такими людьми не дружу, хоть нахожусь в одной профессии. Все оттого, что жесть хавает зритель. Она вызывает ажиотаж, споры в интернете. Это связано еще и с воспитанием. Нужно разделять состояния: когда тебе любопытно и когда ты уже откровенно лезешь. Несешь ответственность перед зрителем. Это будет влиять на человека.
Оператор Павел Тихонов и режиссер Владимир Головнев
Фильм «Игра» - про болельщиков «Авангарда». Так получилось, что сначала фильм прошел на московский кинофестиваль. Оттуда пришла весточка, что мы неправильно показали фанатов. И только потом картину увидели сами герои. Им понравилось, они вступились за нас.
«Я решил показать хоккей, не показывая хоккей»
Сколько проблем у российского кино? - Это тема для отдельной диссертациии. Оно не выдерживает конкуренции с кино американским и частично европейским. Как шутят большие продюсеры: «Те деньги, которые выделяют на фильм в России, восполнят затраты пяти минут «Аватара». Кинобизнес не является прибыльным, к нему и отношение соответствующее. Мы разоряемся. Все топовые листы в прокате - голливудские фильмы. У российского режиссера совершенно не получаются ужасы и эротика. Русское кино — это всегда эксперимент.
Валерия Крыжберская
Фото: Ян Лех и из открытых интернет-источников