Кто такой омич?
Денис: «Ноющий тролль».
Юрий: «Житель Омска».
Любимые места в Омске?
Юрий: «Много любимых мест, Омск
по-своему интересен».
Денис: «Омская крепость, здесь я ощущаю связь с историей».
Визитная карточка города?
Денис: «Заголовки омских СМИ».
Юрий: «Это его люди».
Роман Ковалев, лидер движения «Придуманный город»
Чтобы познакомить читателей с деятельностью Романа, достаточно сказать только одно: «Городской пикник», и все сразу затянут понимающее «а-а-а», а потом вспомнят и «Омские Зимние игры», и «Горки». Эти проекты, как правило, вызывают у омичей большой отклик – массовые мероприятия «своими руками» привлекают тысячи горожан.
«Городской Пикник – это не семейный праздник»
Три года подряд «Придуманный город» устраивает одно из самых масштабных мероприятий – «Городской пикник», который создается методом краудфандинга: на средства организаторов и пожертвования омичей. За это время количество людей, посетивших Пикник, увеличилось в пять раз – с 2 до 10 тысяч. В СМИ «Городской пикник» иначе как семейным праздником не называют, с чем Роман Ковалев в корне не согласен.
«Большой аудиторией «Городской пикник» воспринимается несколько иначе, чем мы его для себя позиционируем. Многие считают его милым семейным праздником, а мы его воспринимаем как проект гражданской организации. Пример того, как городское сообщество может генерировать и реализовывать большие проекты. Мы вкладываем больше мысли общественного и политического толка и не ориентируемся на среднестатистических омичей, которым хочется прийти с собачкой, ребенком и посмотреть танец мандала. Это рождает у нас диссонанс как у организаторов, потому что получается, что наш посыл улавливают не все. Наверное, это нормально».
За лучшую жизнь в городе
«По городским проектам у нас сейчас период осмысления. Я думаю о том, что здорово было бы ввести налог для всех желающих жителей города и назвать его «За жизнь в лучшем городе». Можно было бы назвать это акционерное общество «Омск» и делать взносы по 500 рублей в месяц, тем самым поддерживать какие-то проекты, которые сами омичи и придумали бы, например открыть пончечную или лавочек поставить в городе. Просто подумайте об этом».
Кто такой омич?
– К сожалению, это человек за 40 лет, лежащий под «Газелью» и кричащий: «Не хлопай дверью!».
Кого ты считаешь городским сумасшедшим?
– Большую часть депутатов Горсовета и Заксобрания. Да и Госдумы.
Визитная карточка Омска?
– Самоироничные люди. Если бы не они, то в городе бы давно появился магазин для самоубийц, как в том мультике.
Паша Акимов
лидер движения «Омск – город для людей»
Паша Акимов, лидер движения «Омск – город для людей»
За последние три года Паша Акимов успел поработать над предвыборной кампанией Ильи Варламова, выйти на пару десятков митингов, побороться за деревья на улице Чокана Валиханова, поспособствовать приезду в Омск профессора Вукана Вучика, вывести омичей на массовую прогулку по улице Пушкина и обзавестись двумя «селфи века» – с Алексеем Навальным и Вуканом Вучиком.
От ура-патриота до городского активиста
«На первом курсе я был ура-патриотом, смотрел передачи Миши Леонтьева и радовался, что Россия встает с колен, пока с нами не начал работать преподаватель с либеральными взглядами, любивший на эти темы потроллить студентов. Я задумался, что как-то странно все у нас в стране происходит, начал слушать радио «Эхо Москвы», ходить на митинги – был типичным либеральным подростком. Потом был проект «Гражданин мэр», а после кампании Варламова я начал больше внимания уделять городской, а не политической сфере».
Город для людей!
Имя Паши можно услышать в спорных ситуациях между участниками пешеходного движения и владельцами транспорта – когда вторые, пытаясь пристроить своего железного коня, мешают радоваться жизни тем, кто передвигается на своих двоих.
Еще одна «боль» Паши – велосипеды, кстати, сам он педали крутить не очень любит, но за других переживает:
«Велодорожки – не проект, а инициатива. У меня нет велика, я не упоротый велосипедист, которому нужно, чтобы вся инфраструктура города была заточена под мой байк. Хочется поменять в головах горожан и чиновников само понимание о велосипеде как о городском транспорте».
Низы могут – верхи не дают?
«Если в Омске появится коллектив, работающий в сфере городского проекта, который будет успешно запущен снизу, то ситуация в городе начнет меняться. Мы стараемся делать какие-то проекты, но есть объективные обстоятельства, например отсутствие больших финансовых возможностей, которые могли бы нашу деятельность сделать более продуктивной. Улица Пушкина – это попытка выстроить проект общегородских изменений снизу, чтобы они в первую очередь устраивали жителей города, которые ходят по этим улицам. Мы пытаемся создать образец инициативы, идущей от горожан, которые сформулируют запрос на изменения».
Кто такой омич?
– Тот, про кого в заголовках пишет «Омск-Информ».
Кого ты считаешь городским сумасшедшим?
– Типичного жителя города, который не стесняется демонстрировать свое сумасшествие.
Визитная карточка Омска.
– В среде московской журналистики и пользователей twitter – это Илья Шепелин. А вообще, любое неухоженное место в городе – это визитная карточка Омска.
Василий Мельниченко, директор Музея современного искусства и дизайна ОГИС, фотохудожник
В этом году небольшие единичные перформансы Василия Мельниченко выросли до масштаба целого фестиваля паблик-арта «Пространство множественности», опутавшего своими инсталляциями практически весь город.
LOVE ---->ОЛЕГ
Фестиваль «Пространство множественности» стал для омичей новым форматом знакомства с современным искусством. На две недели город превратился в большой выставочный зал, только без бабушек-надсмотрщиц, что сразу вдохновило жителей города на собственные свершения: некоторые экспонаты были модернизированы (слово LOVE превратилось в ОЛЕГ), а некоторые были украдены. Но даже такое внимание к фестивалю Василий Мельниченко считает небольшим шагом омичей навстречу искусству.
«Фестиваль стал хорошей политической площадкой – благодаря ему в Омск приехал генеральный консул США, который встретился с губернатором. То, что начали все ломать и крушить, для меня неудивительно. Омск заселен выходцами из деревни, когда у них внутри кипят эмоции – они идут рубить дрова. Печально, что в СМИ совсем не было слышно адекватного отклика о фестивале, лишь комментарии продажных троллей. Момент гражданской пассивности расстраивает и мне непонятен».
От теории к практике
В планах у фотохудожника вполне осязаемые проекты, результат которых сможет ощутить каждый горожанин.
«Я хочу пригласить в Омск одного из европейских дизайнеров, который будет работать с группой в здании омского аэропорта, коллективно они создадут для него концепцию, а в будущем, возможно, это реализуется в проект. Я хочу создать очень функциональную вещь, где будет и навигация, и место для отдыха и т.д. Этим проектом важно показать, как не дизайнеры худграфа, а коллектив с помощью диалога может создать единый интересный концепт».
Кого вы считаете городским сумасшедшим?
– Попа Владимира.
Любимые места в Омске?
– Они скорее интересные: угол улиц Чкалова, Декабристов, Красных Зорь, которые дают возможность понять, что это за город.
Визитная карточка города?
– Омское метро.
Юрий Шалькин, директор РА «Креативная банда «Медведь»
Юрий – директор одного из самых нашумевших рекламных агентств в городе. Еженедельно из-под чутких лап «Медведей» выходят три разноплановых шоу: караоке-турник, iq-шоу и «Угадай мелодию». Все они посреди недели собирают больше дюжины команд, которые сражаются не только за звание самых эрудированных или самых голосистых, но и за денежные призы.
Рождение «Медведя»
Свою деятельность «Креативная банда «Медведь» начала с простого караоке-турнира. Хотя нет, не простого, а уникального в своем роде, потому что еще ни одно караоке не приводило к созданию серьезного рекламного бизнеса.
«Три года назад мы с Евгением Лукиным (креативный директор РА «Креативная банда «Медведь») писали сценарии к сериалам «Даешь молодежь», «Люди Х». Потом решили организовать караоке-турнир. Дальше, когда к нам в команду пришла Алена Долгих, сейчас наш коммерческий директор, мы стали развиваться очень быстрыми темпами и в итоге стали рекламным агентством «Креативная банда «Медведь».
От песни к мысли
Любовь омичей к «Креативной банде «Медведь» уверенно стоит на трех китах: самом опытном – караоке-турнире, iq-шоу и самом юном – «Угадай мелодию». Последний является неким синтезом задорно-музыкального караоке и интеллектуально-напряженного iq.
«У нас в городе есть одна очень странная социальная проблема – молодежь просто не знает, куда ей сходить вечером, чтобы это было и недорого, и можно было интересно провести время. Мы смотрим на тех ребят, которые ходят на наши шоу, и понимаем, что они им жизненно необходимы».
Нам верят
«Креативная банда «Медведь» сейчас – это прежде всего не создатели вечеринок, а рекламное агентство, и в сфере бизнеса нас знают как агентство, которому можно доверять. На постоянной основе с нами работают многие, не только омские, но и федеральные клиенты. Мы сами являемся перфекционистами во всем, поэтому так же относимся к каждому нашему проекту.
Кто такой омич?
– Молодой человек 25-30 лет в коротких разноцветных шортах и футболке Pull and Bear с растянутым горлом, в мокасинах без носков.
Кого бы ты назвал городским сумасшедшим?
– Мне очень нравится стильный бродяга – это мужчина лет 35-40, раньше он курсировал от Нефтяников до Старозагородной рощи. У него черное каре и борода, он постоянно ходил в женской коричневой приталенной куртке и с пакетиком.
Визитная карточка города?
– «Авангард», Любочка, Степаныч. А вот такие, как Омская птица, я вообще считаю грехом города.
Александр Иванилов, создатель квеста «Изоляция»
Пару лет назад Александр Иванилов перебрался из родного города поближе к метро и отремонтированным
аэропортам. Но уже москвич Иванилов не забывает и о родном городе – четыре месяца назад в Омске благодаря команде из шести человек появился квест «Изоляция».
По его условиям вас и троих ваших соратников на час запирают в комнате, выйти из которой вы сможете только с помощью своего ума – решая задачи и головоломки.
Поверь в себя!
Квест «Изоляция» проверяет не только ваш ум и смекалку, но и способность довериться себе и ближним. Кстати, во время создания проекта в Омске Александру Иванилову тоже пришлось довериться тем, кто находится за несколько тысяч километров от него. Бизнес на расстоянии – рисковая задумка:
«Я бы никому не посоветовал этим заниматься. Тут приходится на сто процентов доверять тем, с кем сотрудничаешь. Конечно, бизнес на расстоянии – это проблемы с коммуникацией и контролем, мы не знаем, как выглядит ресепшн, не можем проследить за состоянием комнат. «Изоляцию» создают восемь человек: я, Татьяна Романова, москвич Артем Лузгин, Сергей Киселев, Андрей Сиянко, Михаил Кутняшенко, Юрий Трунов – из Омска и даже из Питера Михаил Фомин».
На широкую ногу
Омская «Изоляция» появилась позже, чем аналогичные игры в столице, но уже сейчас ничуть не уступает «Клаустрофобии» (один из самых популярных квестов «выйди из комнаты» в Москве – ред.).
«Если сравнивать с московскими проектами, то «Изоляция» очень конкурентоспособный продукт – мы большое внимание уделяем общей атмосфере комнаты и музыкальному сопровождению, чтобы погружение в задание было максимально полным. Многие, кто попробовал себя в «Клаустрофобии», признаются в том, что «Изоляция» лучше».
«Изоляция» была задумана как проект, который можно будет развернуть по всей Сибири и захватить Урал: Омск, Новосибирск, Красноярск, Екатеринбург. Сейчас изучаем спрос на квест в Омске и других городах. Мы собирались открыть сразу три комнаты, но, к сожалению, не успели – сроки затягивались из-за очень тщательной работы над каждым объектом. Уже осенью заработают еще два квеста».
Кто такой омич?
– Это такой суровый угрюмый парень.
Кого ты считаешь городским сумасшедшим?
– Пашу Акимова. Это самый бородатый человек, которого я знаю, и, мне кажется, он достаточно сумасшедший.
Визитная карточка города?
– Интернет, новостная
лента, которая берет свое начало со скандала в кафе «Эверест».
Проект: Марина Грудинина
фото: фотостудия panama
Организатор съемки: Мария Третьякова