Стоит сказать, что картина не несет в себе никакой смысловой нагрузки, в ней нет философского подтекста и глубокой мысли. «Споры» – исключительно развлекательное кино. Максим Дьячук аргументировал это так: «Я считаю, что подобные фильмы нужно делать по канонам жанра. Если мы начнем приписывать сюда загадочную русскую душу, мелодраму, то из этого ничего не получится. Мы решили сделать «Споры» именно такими, чтобы они были понятны фанатам не только в России, но и в других странах. Когда вы идете на фильмы вроде «Мадагаскара», «Прометея» или «Чужих», вы делаете это не для того, чтобы увидеть новое откровение. Вы просто идете на шоу, чтобы посмеяться или испугаться – в зависимости от того, какую эмоцию хотите испытать».
Внимательный зритель отметит в картине несколько киноляпов. Например, в конце фильма с лобового стекла машины загадочным образом пропадает трупик кошки. «По сюжету монстр должен был ее слизать со стекла, но мы уже не могли тратить время на создание этого дубля, поэтому будем считать, что монстры доедали кошку уже где-то за кадром», – объяснил режиссер.
В качестве плюсов картины хотелось бы в первую очередь выделить спецэффекты, созданные Максимом Дьячуком, который был для этого фильма практически всем: и режиссером, и сценаристом, и оператором, и мастером по спецэффектам. Растения с отвратительными щупальцами, мерзкие ящеры и другие ужасные существа получились довольно реалистичными. Сложно поверить, что все это сделано в Омске да еще и усилиями одного человека.
Во-вторых, положительные эмоции вызвала игра актеров. Практически все ребята играют в театре, поэтому в фильме не чувствовалось никакой наигранности. Большая молодец Наталья Рыбьякова, актриса драмтетра, исполнившая роль главной героини – Вики. Также хотелось бы отметить профессиональную игру Валерия Кузьменко. К сожалению, этого актера сегодня нет в живых, в 2011 году он скончался прямо на сцене: сердечный приступ.
Хочется сказать, что фильм получился бы не таким целостным и профессиональным, не будь в нем музыки, написанной композитором Игорем Фаустом. На мой взгляд, именно она во многом позволяет держать зрителя в постоянном напряжении и вовлекать в мир, созданный на экране. По словам Игоря, ему долго не удавалось сочинить для картины ничего внятного. «Когда Максим обратился ко мне и спросил, могу ли я написать музыку к фильму, я просто решил порисоваться и ответил: «Конечно, могу!» В итоге это стало для меня сущим адом, потому что в течение четырех месяцев я не мог родить ничего. Когда Максим уже был готов оказаться от моих услуг, я принес ему первые 20 минут. Он послушал и сказал: «Кажется, это то, что нужно».
На вопрос о том, не приглашали ли куда-то Максима Дьячука к сотрудничеству после выхода «Спор», режиссер ответил честно: «Было всего одно приглашение. Я отправил фильм Бекмамбетову в «Базилевс». Но до Тимура меня не допустили. Не допустили и до его заместителя и даже до заместителя его заместителя. Однако женщина, которая занималась этим вопросом, сказала: «Для нас ваш фильм слишком низкобюджетный. Его дистрибьюцией мы заниматься не будем. Но вы можете работать у нас фрилансером». А кто такой фрилансер? Я всегда привожу мой любимый пример, когда наш соотечественник рисовал десять лет текстуру для Горлума в фильме «Властелин Колец». Честно говоря, мне больше по душе делать свои фильмы, пусть и менее масштабные, чем быть винтиком в большом проекте. Наша студия «Орбита» ни от кого не зависит, мы снимаем то, что нам нравится».
Если вы хотите посмотреть фильм этой маленькой, но гордой киностудии, то показ «Спор» пройдет с 2 по 9 мая в трех кинотеатрах нашего города: «Вавилоне», «Славе» и «Галактике».
Екатерина Шишикина