Лидия Поточкина: "Да, мы привезли счастье!" (ФОТО)

В Омске в рамках традиционных дней Эрмитажа начала работать масштабная экспозиция из его фондов, которая удивительно точно ложится на современную политическую ситуацию.
фото БК55
фото БК55
Лидия Поточкина,хранитель коллекций отдела Востока ГосЭрмитажа

 

«Пять символов счастья. Благопожелания в китайском искусстве XVII–XX веков» (0+) назвали ее создатели выставки, где представлено свыше 200 экспонатов Отдела Востока знаменитого музея. Это печатные народные картины няньхуа, а также предметы декоративно-прикладного искусства — фарфор, перегородчатые и расписные эмали, предметы из художественного металла, произведения резчиков по нефриту, дереву, слоновой кости и лаку, мебель с инкрустацией, шелковые одеяния, ткани и вышивки.

 

 

Главный цвет выставки -красный. Он у китайцев символизирует праздник. Иероглиф означающий счастье.

 

Выставка пробудет в омском музейном центре "Эрмитаж-Сибирь" до 21 июня. Но где-то в феврале петербургские специалисты ее слегка обновят. Графические произведения заменят другими, потому как находиться в публичном пространстве они могут лишь определенное время.

 

 

В двух залах "Эрмитаж-Сибирь" царит полумрак. Так необходимо для комфортного пребывания экспонатов. 

 

Наш ресурс пообщался с куратором выставки, хранителем коллекций отдела Востока Эрмитажа Лидией Поточкиной.

 

Лидия Поточкина

 

- Лидия Викторовна, "Эрмитаж" привез в Омск счастье. Вы решили, что нам именно счастья не хватает?

 

- Мы в данном случае не выбираем. Просто нам самим очень нравится концепт, что у нас есть возможность таким образом привезти счастье. Действительно, у нас есть такое рабочее название, мы сокращаем выставку до одного слова. И всем нравится.

 

Да, мы привезли счастье. Безусловно, эти вещи сами по себе хороши, и когда ты работаешь над выставкой, прорабатываешь все заключенные в ней смыслы, ты и сам с особым трепетом ждешь, когда же это можно показать. Представить и рассказать именно в таком ключе. У нас есть витрина с китайскими "волшебными палочками".

 

Это уже третий раз, когда эта выставка выезжает в эрмитажные центры. На самом деле, каждый раз она разная. Потому что каждый раз разные пространства. И мы стараемся менять предметы, чтобы они не были одинаковыми.

 

Многие вещи прошли серьезную реставрационную работу. И не могли экспонироваться ранее в связи с тем, что их сохранность не позволяла. Ну и для нас это тоже отличная возможность проработать, атрибутировать отдельные вещи. Поэтому мы всегда делаем, чтобы состав выставки немного отличался. И многие вещи я на этой выставке первый раз увидела в каком-то выставочном пространстве.

 

 

 

- Тем не менее, раскройте тайну, как все-таки рождался концепт "счастливой" выставки?

 

- Поскольку Эрмитаж сейчас очень сильно развивает свои спутники, эрмитажные центры в регионах, каждый отдел должен был подготовить какую-то свою экспозицию. Я работаю в отделе Востока, мы занимаемся китайским искусством, и мне была задача собрать из всех наших фондов какую-то интересную цельную выставку, которая даст возможность познакомиться со всем срезом китайской культуры.

 

А китайское прикладное искусство таково, что оно несет на себе декор. И весь этот декор благопожелательный. Поэтому может быть не сразу, но в итоге оказалось, что эта идея лежит на поверхности. Рассказать о всех мотивах, связанных со счастьем. А пять символов - это то, что китайцы очень любят все подсчитывать.

 

Пять - число, которое несет в себе такое яркое благопожелательное значение. Этих счастий пять, хотя, безусловно, подобных благопожеланий у китайцев значительно больше. Поэтому получилось, что именно эта тема, она невероятно хороша для того, чтобы показать максимально много, максимально разное в техниках, и в материалах.

 

Выставка разделена на зоны, чтобы посетители не прошли мимо нужного им счастья

 

Мы гордимся тем, что, например, у нас есть тема персика - мы показали персик и в металле, и в керамике, и резной. У нас есть возможность показать в формате этой концепции. Поэтому, безусловно, она оказалась удачной. И когда она пришла в голову, отобрав вещи, нам очень понравилось, как они заиграли в таком соседстве.

 

- Россия сейчас активно развивает отношения и политические, и культурные, и туристические с Китаем. Они на подъеме. Главный хранитель Эрмитажа Светлана Борисовна Адаксина заявила у нас на пресс-конференции, что музей часто выполняет поручения правительства. Создание такой выставки с китайской направленностью не было ли одним из поручений?

 

- В первый раз эта выставка выезжала из стен Эрмитажа в 2014 году. Задолго до этих процессов. Просто так получилось, что она пришлась очень кстати. Эту выставку хотели очень многие центры. В итоге она приехала в Омск.

 

- Посещали ли "Пять символов счастья" китайские представители культурного сообщества, политики?

 

- Когда эта выставка открывалась первый раз и была в Выборгском нашем центре, туда приходил консул КНР в Санкт-Петербурге. Но китайцы ведут себя максимально дипломатично. Они улыбались. Конечно, им приятно видеть эти вещи. Тем более, что дизайнер экспозиции попытался воссоздать некую такую атмосферу.

 

Все эти круглые прорези в витринах, они навеяны архитектурой китайского пейзажного сада. Тут тоже есть момент, когда представители Китая приходят на нашу экспозицию и видят вещи высокого императорского уровня им, конечно, немножечко обидно, что они у нас, а не у них.

 

 

 

 

Не берусь судить, что они думают, но я считаю им приятно видеть эти вещи. Тем более, находясь в Омске мы видели довольно много представителей Китая, которые, видимо, развивают тут торговлю, бизнес, учатся.

 

Не знаю, пойдут ли они на выставку, но вещи здесь высокого уровня даже для них.

 

- У вас диплом художественно-промышленной академии имени Штиглица в Санкт-Петербурге. Насколько я знаю, там конкретно восточное искусство не преподают.

 

- Я закончила как искусствовед. Это была экспериментальная кафедра, которая обучала искусствоведов именно прикладного искусства. Поскольку академия была сосредоточена именно на воспитании мастеров- прикладников. Идея эксперимента была не только в том, что мы изучали прикладные предметы - искусствоведческие, но мы практиковались.

 

Поэтому я довольно долго занималась там в гончарной керамической мастерской.

 

- Вы керамистка?

 

- Нет, я умею это делать. Это оказалось невероятно полезно в работе с керамикой. Я знаю, как все здесь сделано. К сожалению, в итоге я отошла от этой практики, но мне посчастливилось учиться тогда, когда это было важной историей.

 

 

Сейчас в академии готовят искусствоведов широкого профиля.

 

- А столь энциклопедические знания по Востоку откуда у вас? Когда пришли в Эрмитаж?

 

- Во-первых, когда пришла в Эрмитаж. Во-вторых, где-то лет 14 назад меня, по старой памяти, пригласили в Штиглица преподавать. И я читала курс "Искусство Китая". Там, когда речь идет об искусствоведах, искусство Востока практически не затрагивается. Месопотамия - и все.

 

Я заведующему тогда сказала: "Почему у вас только Китай? Вам нужен весь Восток - это же огромное пространство". И он мне ответил: "Ну вы, Лида, и читайте!".

 

Я читаю студентам весь зарубежный восток и, безусловно, преподавание - это лучшая возможность получить энциклопедические знания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фото БК55

 
О проекте
Развлечения
 
Звезды
Светские хроники
Внешний вид
Новости
Новости соцсетей
Фотоотчеты
Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77 - 88403 выдан 29.10.2024 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Шихмирзаев Шамил Кумагаджиевич

CopyRight © 2008-2025 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.

Главный редактор - Грязнов Георгий Игоревич.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: info@bk55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: reklama@bk55.ru, reklama@bk55.ru
Яндекс.Метрика
18+ Рейтинг@Mail.ru