- Ирина Александровна, почему именно эти 82 произведения Александра Васильевича Мелихова вы выбрали для выставки в Омске?
- Я выбирала основные циклы. Как мне кажется, они прекрасны все. Выбирала то, что необходимо показать. Безусловно, мы шли от зала. Потому что иллюстраций очень много. Я их унаследовала. Это весь творческий путь отца. Это вся его жизнь.
Отец хотел, чтобы они ушли в люди. Чтобы люди их видели. Чтобы они могли с ними ознакомиться. Поэтому я, собственно, продолжаю его дело. Мне просто жаль, что они лежат. Это такая небольшая миссия. Одна из. Это само-собой получилось. Получилось, поскольку я выросла в этой семье, единственная дочь.
Мне не хочется отдавать это пока что в музей, потому что я знаю, насколько бывают редки подобные выставки в музеях богатых фондами. Я могу, пока я жива, рассказывать и показывать.

- Вы частный коллекционер. Какова вообще технология организации выставки из фондов частников?
- Ко мне выходят с предложением, я сама выхожу. Опять же система контактов, поскольку я сама музейный работник и многих знаю.
И многие знают, что у меня есть. Первая выставка случилась в 2015 году. И вот, собственно, с тех пор. Коллеги в музейной сфере в курсе, что у меня есть на руках.
- Информация в интернете свидетельствует, что авторские выставки Александра Мелихова начались с 2015 года. Ранее почему ваш отец, уже состоявшийся маститый художник-иллюстратор, не выставлялся?
- Во-первых, это все было папино. Еще не мое. Потом он заболел и уже понимал, что это все потом перейдет ко мне. И куда-то это нужно девать. А поскольку я реставратор графики, я знаю, как это хранить, как это выставлять правильно и как это сохранить.
Потому что часто наследники художников хорошо если передают в музей или коллекционерам продают, а иногда это идет просто на помойку. И знаю, какой это кропотливый труд потом все восстанавливать.
Я возглавляю мастерскую реставрации редких книг и графики в Государственном Историческом музее. У нас многомиллионные фонды. Еще и поэтому я знаю, как сложно выставить графику. Частные вещи редко выставляются в Московских, например, музеях, потому что там изобилие всего.
- Книги сейчас редко выходят с иллюстрациями от известных художников. Можно ли считать вашу выставку рекламой того, как должна выглядеть настоящая книга?
- Такой целью я, конечно, не задавалась. У отца детских иллюстраций не так много. Его можно назвать художником взрослой иллюстрации. Потому что "Война и мир", "Махабхарата", "Хождение за три моря" не совсем детские книги. Андерсен - да, конечно, безусловно.
"Словарь Даля" для детей-школьников им создавался. Но это тоже такой старший школьный возраст.
- С удивлением узнал, что Александр Васильевич Мелихов в молодом возрасте работал в какой-то военной мастерской. Как это отразилось на его творчестве?
- Это было распределение после вуза. Он заканчивал промышленный дизайн в Строгановке (Московская государственная художественно-промышленная академия имени С.Г. Строганова (МГХПА имени Строганова). Это одно из старейших художественно-учебных заведений Москвы - примечание МС2). Какое-то время он там пробыл, прослужил. Но особенно это на нем не отразилось, потому что он мечтал рисовать с детства, с молодых ногтей. Вырос он в Средней Азии. Художественных школ там не было, и возможности учиться он был лишен. Рисовал на всем, что попадалось под руку.
На куске картона, на какой-то клеенке. Просто ему нравилось переводить то, что видел, в плоскость. И после того, как он поступил в Строгановку с первого раза, преодолев огромный конкурс, он, конечно, был счастлив. Окунулся в весь этот мир, мир искусства.
Пропадал в библиотеке в Строгановке. Так у него, наконец, появилась возможность реализовать все свои мечты. И как-то воплотить талант. А что касается работы в "закрытом ящике". Проработал он там недолго. Потому что получил заказы от известных издательств. Он выставлялся на вернисаже от Союза художников и получил эти заказы. Следом перешел полностью в книжную графику.
Что мог в "закрытом ящике" сделал, но это было не его настолько.
- Плакаты создавать он не хотел?
- Он рисовал, когда это было надо.
- Как отец повлиял на выбор вашей профессии?
-Непосредственно. Я росла в семье художников. И для меня это было обыденностью. Ребенок, когда он растет, для него нормально, чем занимаются родители: рисуют диковинные вещи, в основном. Это интересно.
- Как частная коллекция, большая, по вашим словам, размещается дома?
- В папках-паспарту. Тончайший слой бумаги обязательно должен быть. Отделять одну работу от другой. Это может быть не совсем верно для авторской коллекции. Но, к сожалению, это вопрос места, и я работаю над этим.
Нужны шкафы. Но сейчас это немножко по другому - там, где есть место. Как реставратор могу сказать, что эти вещи реставрировать совершенно невозможно.
Выставка «Акварель, возведенная в степень. Шедевры мировой литературы в иллюстрациях Александра Мелихова (0+)» будет доступна для посетителей до 16 ноября.
Фото БК55