Часы «Повозка Вакха», посвященная богу виноделия Бахусу, в запасники омичей поступила в 1925 году. Владелец значился в особом государственном перечне конфискованных ценностей под номером 474. Он соответствовал раритетам, вывезенным из доходного дома в Санкт-Петербурге княгини Александры Николаевны Голицыной.

Там же жила и сама дама. Так что часы, вероятнее всего, из ее квартиры. Для тех, кто не в курсе, «доходным» называлось здание, в котором можно было снять квартиру, апартаменты. Как сейчас бы сказали, "жилого фонда" в городе на Неве тогда категорически не хватало.
Голицынские часы с боем прибыли в Омск в хорошем состоянии. Однако из-за недостатка экспозиционных площадей их разместили просто на подоконнике.
Несколько маленьких бронзовых фигурок, в том числе Вакх, который и управлял повозкой, были утрачены.
«Разобрали на сувениры», - презентует свою версию утрат Игорь Глазов.
К вековому юбилею музея Врубеля там решили восстановить часы, причем сразу, посоветовавшись с Эрмитажем омичи пришли к заключению: они должны идти и обязательно бить, как было задумано их создателями. По совокупности деталей и сравнивая наш предмет интерьера с теми, что находятся в каталогах антикварщиков, «врубелевцы» датировали экспонат первой третью XIX века.

Работы над восстановлением раритета начались в декабре 2024-го. Омский реставратор по металлу Михаил Кузнецов считает свое участие в реставрации «Повозки Вакха» одним из своих самых любопытных и значительных проектов за два десятка лет, отданных им музею Врубеля. Работа была столь кропотливой, что мастеру пришлось даже научиться плести цепочки так, как это было принято в XIX веке.

Михаил Кузнецов

Такая необходимость возникла при восстановления утраченной сбруи лошади. Сейчас часы установлены на полушкафе в зале «Западноевропейского искусства». Они покоятся на деревянной подставке, а поверх них прозрачный стеклянный короб.
Его снимают только по понедельникам, чтобы завести часы. Вообще их завод рассчитан на 14 дней, но восстановившие механизм петербургские реставраторы советуют не дожидаться этой даты, чтобы поберечь пружину зарядки.

Приходящие в зал «Западноевропейского искусства» музея Врубеля посетители, глядя на этот эффектный предмет интерьера, даже не подозревают, сколько усилий потратилось, чтобы он их радовал. Перед реставрацией экспонат хоть и назывался часы, но представлял из себя бронзовую лошадь, которая была запряжена в повозку без ездока и с полой бочкой.
В России сейчас два экземпляра подобных часов. Одни - в Эрмитаже, другие - в Сибири, в Омске.
«Но в экземпляре Эрмитажа тоже значительные утраты. Если фигура Вакха там присутствует, то например бочки с механизмом тоже нет. И, соответственно, фигурка собачки, которая выполняла роль маятника, там тоже отсутствует, как и у омичей.
Нет и целого ряда элементов упряжи. Но на тот момент, когда мы установили, что такие часы есть в Санкт-Петербурге, этот факт нам уже не помог. Недостающие бронзовые элементы мы восстановили сами», - признался Игорь Глазов.
Фигурку Вакха омичи отливали у ювелира, а недостающую бочку в другой мастерской. Большой совместный проект, в котором было задействовано два музея и множество других людей, уже занял достойное место в экспозиции «врубелевцев».
Фото БК55