- Привозите вы на распродажу, как я понял, совершенно не тот ассортимент, который представлен в книжных магазинах?
- В книжных магазинах может быть совершенно спокойно представлено пять наименований, если это небольшой книжный магазин. Может быть 100 наименований. А мы привозим от 200. Выбор у нас всегда больше.
- Коль это не первая "гаражка", ориентируетесь ли вы на вкусы омичей? Вы уже понимаете, чего хотят наши читатели.
- Конечно, ориентируемся. В разных городах спрос на разные направление неодинаковый. Насколько мы видим по последней тенденции последних двух лет - очень востребована в Омске классика в нашем очень красивом оформлении. И молодежные обложки и обложки классические - одинаково хорошо берут. Очень востребована проза современных писателей. Как раз мы привезли для лекции в Омске двух современных писателей, авторов книги "Черная изба". Она вышла в серии "Читаем Россию". Новая популярная серия про нашу страну.
Мы представляем именно российских авторов, которые пишут про героев, которые живут и с ними что-то происходит именно на территории России. Есть там культурные отсылки. Вот мы привезли авторов из Новосибирска и действие книги "Черная изба" оно как раз происходит в Новосибирске, Новосибирской области.
- У нас много студенческой молодежи в городе, которая любит жанр "фэнтези". Покупают ли эти книги в свете вашего опыта омских распродаж?
- Покупают. Очень охотно, большими стопками. Мы видим, что приходят молодые люди. Мы не спрашиваем каждого их статус, студенты они или нет, но визуально можно предположить, что они студенты. И они приходят. Говорят, что специально копят деньги на то, чтобы побывать на ярмарке и купить не одну, а несколько книг. Покупают 4-5-7 книг. И читают их до следующей нашей ярмарки.
- "Гаражка" - это насколько дешевле, чем в магазине или интернете?
- Есть такое понятие, как торговая наценка. Ее делает каждый магазин, так как он вынужден платить зарплату своим продавцам, аренду. Соответственно, для этого и делается торговая наценка. У нас издательские цены, напрямую от издательства. Выходит дешевле, но насколько - оценить трудно, потому что рынок меняется, цены растут даже в издательстве. Такой тонкий момент. Цены делаем настолько доступными, насколько это возможно.
- "МИФ" проводит "гаражки" по всей России. Я так понимаю, разный ассортимент и разный спрос везде.
- Разный спрос. Разное количество. Зависит, конечно, от того, город-миллионник или полмиллиона жителей, или 300 тысяч. Если город-миллионник, мы везем туда больше. Конкретно в Омск мы привезли 4 тысячи книг. На следующей неделе мы поедем в Калугу. Мы очень любим Калугу, но Калуга поменьше Омска и туда чуть поменьше книг.
- А по направлениям, где какие книги предпочитают?
- Если мы в этом городе не в первый раз - у нас есть какие-то записи, наблюдения. Например, в Махачкале мы были несколько раз. Там очень востребована детская литература. Особенность такая - покупают детские книги, практически всегда под ноль. Сколько бы мы ни привезли.
- Там рождаемость высокая.
- Рождаемость и, вообще, там есть такой фокус на развитие детей. Это мы не в каждом городе наблюдаем.
- В Омске как вы оцениваете вообще книжный рынок? Востребованность книг?
- То, что мы приезжаем регулярно два раза в год, говорит о том, что мы оцениваем хорошо. Потому что бывают такие города, где мы понимаем, что не стоит приезжать чаще, чем раз в год. Просто потому, что людям надо несколько собраться с силами, с кошельками, чтобы прийти на "гаражку". В Омске мы видим аудиторию постоянную, которая нас ждет. Часто спрашивают, когда мы приедем в следующий раз. Омск мы любим, и надеюсь, что и впредь будем приезжать вот так вот по графику, примерно раз в полгода.
- Издательству "МИФ" 20 лет. Как вы изменились за это время?
- Еще 8-10 лет назад были только книжки по бизнесу. Да, очень качественные, очень разнообразные. Но, в основном, мы работали на бизнес-конференциях. Потом постепенно появлялись новые направления. Появилось детское направление. Детская литература у нас хорошо и много выпускается и продается. А вот направление проза - оно достаточно молодое. Буквально несколько лет назад мы начали выпускать прозу. Сначала было мало наименований. Сейчас это один из ведущих портфелей, и наша проза она уже о себе заявила на книжном рынке, и люди приходят за книгами прозы именно от "МИФа".
Фото БК55