«Созвездие кошек»
Сегодня главным достижением представительницы знаменитой цирковой династии стал ее уникальный аттракцион с гепардами, аналогов которому не существует в мире. К хищными кошкам, которые на арене кажутся ручными, не так-то просто найти подход, но Дарье это удалось.
«Из десяти гепардов, которых мы сейчас воспитываем, только на одного можно надеть шлейку – это отдельный трюк. Большинство вообще не контактные, их даже нельзя потрогать. С этими хищниками никогда нельзя расслабляться. Так, однажды я зашла в клетку к нашему гепарду Бандиту в новом сценическом костюме. Он встретил меня абсолютно чудовищным взглядом. Сразу стало понятно, что говорить ему что-то, показывать мясо бесполезно, он уже решил для себя, что ему со мной надо свести счеты. Когда повернулась к нему спиной, он прыгнул, но, предугадав его намерение, я успела откинуть его палкой, с которой мы их кормим. Если бы не увидела, это был бы бросок в шею».
Канонов дрессуры гепардов не существует, но главный аспект их воспитания – условия содержания, иначе ничего хорошего от них не получишь. «Тигры – вообще «собаки» по сравнению с ними, они не так боятся холода, их теоретически можно на снегу выгуливать. Гепарды намного прихотливее, еще и находятся на грани вымирания».
Приступая к работе с африканским хищником, наша героиня опиралась на помощь старших коллег. «В дрессуре этих животных первой была Марина Маяцкая, также ими занимались Дуров и даже Запашный-старший, – делится Дарья. – Когда мы выиграли «золото» (Дарья – лауреат международного фестиваля артистов цирка «Золотой Медведь – 2013» в Ижевске – ред.), мне позвонил Дуров и сказал: «Даша, вы сделали невозможное, выжав из этих животных все, что только можно было. Вы выбрали очень сложных кошек». После этого мы выпустили еще четыре новых трюка, и мне не терпится похвастаться: «Ну, еще «поддовыжали».
С любимыми не расставайтесь
Перед тем как брать гепардов, Дарья и ее муж обратились за помощью к заслуженной артистке России Марине Маяцкой, которая прошла со своими «кошками» и огонь, и воду.
«У нее была ужасная ситуация. На следующее утро после того как официально объявили о том, что ей предложили гастроли в Японию (а ведь тогда был «железный занавес»), гепардам насыпали в вольер битого стекла, и они изрезали себе все лапы. А после второго, состоявшегося, визита в Страну восходящего солнца Марина Петровна вернулась в Москву и вовсе с одним гепардом, который в скором времени тоже умер. У всех животных выявили онкологию, но по сей день диагноз остается под большим вопросом».
Мы с Дарьей заводим разговор о тех страшных утратах, которой пришлось пережить ей самой.
«У меня была пантера Ашер, она, к сожалению, была больная. С ней связано огромное количество воспоминаний. У меня умер дедушка, а она пыталась со мной поиграть. Поняв, что ее попытки оборачиваются неудачей, пантера подошла и начала вылизывать мои слезы, заглядывать в глаза: «Легче, нет?». А как-то мы поехали с ней на дачу. Нас остановили гаишники. У меня праворукая машина, поэтому инспектор подошел к окну с левой стороны, и тут на него зарычала пантера. И знаете, он нас сразу отпустил (смеется).
Ашер часто ночевала у меня дома. Из-за заболевания каждый ее прыжок мог обернуться переломом, она была хрупкой, как ваза, и часто ходила в гипсе. Пантера умерла в новогоднюю ночь, ей было два года. Коллектив работал на елке, за окном раздавался салют, крики подвыпивших гуляк, а в огромном цирке тишина и ни единой души – только я и Ашер».
На руках дрессировщицы за ее карьеру умерли четыре обезьяны, маленький кенгуренок и два щенка. Последних отравили «доброжелатели» Дарьи. «При вскрытии в крови собак нашли крысиный яд, его подсыпали прямо в суп, который остывал на общей кухне, – рассказывает девушка. – Конкуренты видели, что у нас начинает получаться, и расправились с животными. Видео на тот момент в цирке не было, свидетелей тоже. Это печальный, горький, болезненный, но опыт. Сейчас над каждым животным у меня висит камера.
Когда отравили щенков, у нас в Цирке на Вернадского работали Запашные. Я ревела белугой, ко мне подошла Татьяна Васильевна. Закрылись в гримерке, она налила мне пустырник и сказала: «Слушай меня. Ты хочешь быть дрессировщицей?» – «Да». – «Тогда твое сердце должно быть черствым. Ты должна делать для них все, но в такие моменты нужно превращаться в камень, потому что иначе тебя не хватит. Они будут умирать у тебя на руках, и если ты действительно хочешь посвятить им свою жизнь, прими это как данность». Я всегда вспоминаю эти слова, но не получается сдержать чувств, как и у самой Татьяны Васильевны: ведь что бы она ни говорила, у нее тоже исполосовано все сердце.
Обратная сторона Cirque du Soleil
Решив переключиться на другую тему, начинаем обсуждать с Дарьей видео об издевательствах над животными в цирке, которые то и дело появляются в сети. «Это не реальность, это политика. С одной стороны, такие ролики приносят пользу – дрессировщиков стали контролировать. Я готова всем показывать, как мы содержим животных, пусть берут пример. С другой, не все видео правдивы, есть и смонтированные. Зная некоторых животных и их владельцев, точно могу сказать, что они содержатся не так. Сам оператор может одной рукой пугать животное, а другой снимать. В таком случае, конечно, зверь будет шипеть, а при монтаже потом пустят комментарий: «Смотрите, здесь бьют животных». Поэтому я и не разрешаю снимать из-под полы, но на открытые репетиции готова приглашать всех. У нас все на высоком уровне и, главное, по-человечески».
Высокий уровень профессионализма Дарьи стал путевкой для девушки в самые известные цирки планеты. Однако на заманчивое предложение поехать на два года в Америку, чтобы поработать с шоу-балетом TODES, ей пришлось ответить отказом: «У меня уже был свой коллектив, который я не могла предать». Второе крупное предложение Дарье поступило от Cirque du Soleil. «На тот момент, может, и стоило этим гордиться, но сейчас я отношусь к этому проекту иначе. Один из популярных в России роликов об издевательствах над животными – это заказная акция. Цирковые артисты проводили расследование вместе с Андреем Карауловым и сделали об этом документальный фильм. Открытие было неприятным: как только в какой-то стране планировал гастроли «Дю Солей», накануне его приезда – за полгода, за год – начинались акции протеста против цирка с животными. Так было в Японии, ряде стран Европы, в России (в частности, в Петербурге, Казани, Москве). Да, у этого проекта сумасшедшая продюсерская группа, идеальный маркетинг, узнаваемый стиль, жесткая дисциплина, но не нужно забывать о том, что 70% их артистов – русские. Поэтому, как говорится, ребята, имейте совесть, не надо нам зубы показывать, мы свое искусство любим, так что сумеем защититься от провокаций и нападок».
Семейное дело
Любовь к цирку у Дарьи в крови: ее отец Леонид Костюк – народный артист РФ, академик, обладатель «Золотого клоуна» в Монте-Карло, профессор РАТИ – руководил Большим Московским цирком на проспекте Вернадского на протяжении 27 лет. Именно поэтому успехи и достижения талантливой дочери недоброжелатели любили списывать на его высокий пост.
«Я смеялась в ответ. Конечно, и «воздух» у меня хороший, и подтягиваюсь 17-19 раз, и сижу на всех трех шпагатах с провисом, и обрывы делаю, и животных могу отдрессировать – все только потому, что папа – директор.
Из зависти мне даже однажды подрезали полотна. Я заметила это только во время сложного трюка, но номер отработала. Когда в постсоветское время я рассказывала одноклассникам, как мы с цирком ездили в Японию, все смотрели на меня как на восьмое чудо света. Но родители, видя все травмы коллег и то, как у многих из них не складывается личная жизнь, поначалу не хотели, чтобы их дочь шла по их стопам, и ставили ультиматум: «Будешь носить тройки – в цирк не пойдешь». Вопросов нет. Родители поняли, что этим ситуацию не изменишь: «Будут четверки – в цирк не пойдешь». Так я стала круглой отличницей (смеется).
Мой ребенок проводит очень много времени в цирке и развивается быстрее сверстников. Положа руку на сердце, я бы хотела, чтобы Платон продолжил династию.
Дарья Костюк – продолжатель знаменитой цирковой династии, режиссер-постановщик Большого Московского цирка на проспекте Вернадского, директор коллектива «Цирк Дарьи Костюк», дрессировщица, лауреат премии Президента РФ.
Текст: Ирина Ильиченко.
Фото: Ирина Губарева.
Организатор съемок: Мария Третьякова