При этом, согласно проекту, предлагается провести восстановление Знаменских, Спасских, Сергиевских, Шестаковых и Никольских башен–ворот и деревянной церкви Сергия Радонежского. Разместить их, как заявлялось в рамках проекта, вполне можно и в условиях современной городской застройки, без ущерба для других зданий.
«Какая идея была изначально? Первые полвека истории Омска выпали из инфопространства. И о них знает только узкий круг специалистов. И то до сих пор спорят. Но омичи не видят этой истории. Новая омская крепость – это новая крепость. С основания города и до строительства крепости вот этот период он никак не показан, не визуализирован. И как будто и не было его.
Мы наложили все планы крепости – разные, - одновременно и поняли, что в них есть некоторая погрешность. Ни один из них не совпадает. Но по натурным данным, когда делали благоустройство на Ленина, на Лермонтова, натыкались на крепостные рвы, и местоположение крепости известно с точностью до метра, - рассказал Игорь Коновалов.
Макет Первой Омской крепости выполнен в масштабе 1:200, размеры основания макета 2000х2000мм. Строения на макете - казармы, конюшни, церковь Сергия Радонежского, офицерский дом, кухни, бани, цейхгауза, кордегардии, пять башен-ворот - выполнены в масштабе 1:100.
Как рассказали студенты, создатели проекта, выполнялся он в несколько этапов. Сначала детали макета были смоделированы на компьютере, затем создавался эскизный макет из пеноплекса и бумаги. Основание конструкции изготовлено из фанеры. Сами здания собраны из палочек для сахарной ваты, а затем обработаны морилкой.
Конструкция башен предусматривает съемную крышу и второй этаж, под которыми, внутри башни, можно увидеть аутентичный времени и назначению башни интерьер.
Примечательно, что несмотря на единогласно высоко оцененные усилия студентов, в кругах научного сообщества историков, в изобилии присутствующих на презентации, единства не нашлось.
В частности, были высказаны замечания к решению об усреднении планов крепости. Подверглись критике и методы исследования, пеняя на то, что не были изучены архивы и дополнительные документы, из-за чего в итоге макет крепости имеет множество исторических неточностей, в частности, как заявил один из историков, в Омской крепости, макет которой был представлен общественности, в 37-м году не было ни крепости, ни ворот, и, таким образом, макет представляет из себя крепость 45-го года.
Были обозначены некоторые замечания и к проекту восстановления и интегрирования башен в современную городскую застройку, якобы кое-где на предложенных участках то охраняемая зона, то пекарушка в непосредственной близости.
В какой-то момент радеющие за свое дело и преисполненные энтузиазма историки так увлеклись, что припомнили и неоднозначную историческую ценность Шара, расположенного на речном вокзале, обозвав его в пылу спора «маргинальным сюрреализмом».
Тем не менее, в ходе этих многочисленных дискуссий, во время которых про студентов, казалось, уже все позабыли, прозвучала интересная мысль.
И Шар, и макет Омской крепости, и другие исторические краеведческие мероприятия, как отметила одна из участниц презентации, направлены на просвещение омичей. А просвещение, так или иначе, есть благо.