Дмитрий Маевский
Дмитрий Маевский, ректор ОГИСа: «Очень важно, чтобы фестиваль не закончился, а состоялся в этом году и продолжился в будущем. Перед нами и фестивалем стоит серьезная просветительская задача».
Сергей Фамильцев, директор кино-досугового объединения: «Основная задача - получить положительный эффект, то есть толерантное восприятие граждан к другому мнению, другому видению искусства и реальности. Я надеюсь, что следующий фестиваль будет воспринят более открыто и будет более понятен горожанам».
Отто Ханс Ван Маерссен, консул США в Екатеринбурге: «Я хочу поблагодарить всех, кто был причастен к рождению фестиваля. Это отличный способ создания диалога между людьми, помощь в их коммуникации. Также это создание диалога между культурами через искусство. Меня поразило еще то, насколько сильно и глубоко некоторые омские художники отнеслись к своим работам».
Робин Лассер, профессор искусств Университета Сан-Хосе: «Как правило, я приступаю к работе без каких-либо ожиданий, и тогда она удивляет меня каждый день. На протяжении работы в Омске ежедневно происходило что-то удивительно и интересное».
О вандалах
Василий Мельниченко: Сам формат фестиваля провоцирует людей на такие поступки. За пару дней сломали, разрушили «Гравитацию», сломали «Выходи» и украли памятник дизайну, который еще сегодня утром был на месте, а теперь мы не знаем, на какой даче его искать. Фестиваль «Пространство множественности» выставляет временные объекты, сделанные из хрупких, недолговечных материалов, возможно, именно это подталкивает людей проверить их на прочность. Если человек видит силу материала, то он видит свою слабость, а если слабость материала, то чувствует силу.
О фестивале
Мельниченко: Сегодня мы собираемся занести в «Книгу рекордов Гиннеса» самую длинную фотографию - 82 метра и 5 килограмм. И мы хотим, чтобы фестиваль закрепился еще в какой-то дополнительной литературе. Также я надеюсь, что мы создадим каталог фестиваля, где будут представлены все, в том числе и разрушенные, объекты с описаниями. Ему будет присвоена библиотечная лингва, соответственно, так мы оставим фестиваль в истории.
Положительный опыт фестиваля - это наше взаимодействие с департаментом культуры. Во-первых, они активно поддержали эту идею с самого начала, во-вторых, на всех стадиях оказывали посильную поддержку, к тому же у нас решился вопрос о том, что в Омске будет музей современного искусства. Юридические вопросы утрясены, и с первого числа Робин Лассер, студенты и дизайнеры поедут в это пространство и попробуют понять, как обустроить его, сохранить дух и приспособить к выставкам.
Фамильцев: Очень приятно, что руководители всех рангов и уровней восприняли с интересом идею проведения этого фестиваля, они оценили прекрасный порыв людей творческих, которые живут в нашем городе. Везде мы встретили понимание, и работалось легко и приятно. Сложности возникли больше с самими жителями города, приходилось объяснять, рассказывать, что это такое. Недовольные сменяли гнев на милость, когда узнавали, что это омская молодежь, что им принадлежат выставочные экспонаты. Но в основном реакция была положительной.
Мельниченко: Когда я разговариваю с людьми, которые жалуются на то, что в Омске скучно, а ничего не происходит, потому что они находятся в пассивной позиции. Не надо ждать, мы сами себе устраиваем праздник. А если говорить о том, что нужно сделать брендом «Не пытайтесь покинуть Омск», так эта фраза уже бренд, но его надо преодолевать. Давайте лучше - «Приезжайте к нам».
О предпочтениях
Маевский: Я ничего не видел, кроме желтой будки, которая стоит возле нашего института. Я вышел в коридор, меня поймал Александр (Румянцев - автор экспоната - ред.) и говорит: «Проблема! Надо кинуть кабель к будке!»
Пришлось прерывать учебный процесс, чтобы протянуть кабель к будке, это мне очень понравилось.
Фамильцев: Дырка от бублика, это ж такая философия, не хочется даже уходить, а только стоять и думать про дырку от бублика.
Маерссен: Моим любимым объектом стал тот, который заставляет взаимодействовать аудиторию и художника, который заставляет человека задуматься. Я предлагаю всем омичам пойти и посмотреть, что же это за объект.
Лассер: Мне нравятся все работы. Вообще, не люблю этот вопрос, мы и так слишком много времени своей жизни посвящаем выяснению, кто лучше, вместо того, чтобы ценить каждый предмет таким, какой он есть.
Мельниченко: Искусство - это не спорт, чтобы соревноваться, кто лучший. Мне больше всего понравилось пространство между выставочными объектами.
Фото Ирина Губарева