Вы считаете опасения комиссии насчет внешнего вида Омыча необоснованными?
— Я думаю, что содержание важнее формы. Когда автор чувствует содержание, форма проявляется автоматически, именно поэтому я ищу и приглашаю таких мастеров. К сожалению, их единицы, и они .... без дипломов (смеётся). В Азъ Граде установлено порядка десятка скульптур разного содержания, и посмотреть на них приезжают не только из Омска и других регионов, но и из-за бугра, несмотря на то, что их сотворили не дипломированные специалисты, а просто мастера от бога.
Может, проблема в том, что мало омичей знают о таком литературном герое как Омыч?
— Не соглашусь. Омыч уже вошёл в ментальный мир омичей и начал жить. К тому же, мне кажется, проблема в том, что в форму облекают обычно прошлое, реже - настоящее, как с современными символами, вроде бабушки, которая вышла к "нацикам" с флагом. А как же будущее? У Омска были такие проекты, ориентированные в будущее. Например, благодаря меценатам «Группе Омск» у города появилась своя звезда в созвездии Большой Медведицы и фильмы «Омские истории». Эти проекты направлены в будущее, на то, чтобы история об Омске продолжалась. Такую направленность имел в своем творчестве и Александр Яковлевич Коротенко, он же автор Омыча и сказок про него, покинувший наш бренный мир в прошлом году.
Так, все-таки, памятнику быть?
— Скульптура появится в городе, правда, уже на другой площадке, 7 октября, в День рождения "Группы Омск". Пользуясь случаем, хочу поблагодарить директора нашего Краеведческого музея Петра Петровича Вибе, который поддержал этот проект (как и "Омские истории", и "Омскую звезду", и плакат "Омск-300", все они в музее выставлены) и выделил место под установку.... Ну, не случилось в этот раз. Но это не значит, что Омыч умер, он уже живёт. Про него даже 2 года назад песня ко Дню 304-летия написана была - «Омский домовой».
Значит, герой обрастает народным творчеством?
— Еще как. Было бы здорово, если бы появились мультфильмы, новые сказки, экскурсии по местам Омыча : Омыч театральный - у Драмтетра, Омыч-книголюб - у библиотеки Пушкина, Омыч-художник - у дома Художника. Причём облик Омыча не статичен, и учреждения могут сами определять своего Омыча. Но это из области фантастики, так как согласовать его установку вряд ли позволит художественная комиссия.
Помимо Омыча, как мы разузнали, уже в сентябре в Азъ Граде состоится открытие скульптуры русской женщине — Берегине. Как вы пришли к мысли, что нужен именно такой памятник?
— Омыч - это прообраз духа мужской энергии. Я подумал, что нужен и прообраз души женской энергии. Такой инь-янь... так и родилась идея сотворить скульптуру-символ Русской или Сибирской Женщине "Берегиня". Два года ушло на поиск мастера. Над образом работали и московские, и питерские скульптуры, получался хороший но... монумент. Мысль материальная и пространство проявило мастера из Воронежа Александра Ивченко. Когда я увидел его работы в Чеховском Вишневом саду в Крыму и уже символичную бабушку с Украины, вопрос решился сам собой. На смену Скифской принцессе, которая сгорела во время сильных палов в прошлом году, придет новая скульптура-символ.
Скифская принцесса была очень красивой оригинальной скульптурой. Неужели нет никакого способа ее воспроизвести?
— Повторить или восстановить такие произведения невозможно, потому что они единичны. Над ними работают два художника: мастер и материал.
фото: БК55
И раз нет другого идентичного куска дерева, то и скульптура навсегда потеряна?
— Увы, да, но на смену ей придет «Берегиня», и я приглашаю всех омичей на ее открытие. Оно пройдет в рамках народного праздника Осенины 24 сентября в Азъ Граде. Начало в 12.00.
Скульптор Александр Ивченко рассказал, как он создавал «Берегиню». Интересно, что в этом не малую роль сыграл Михаил Боярский:
«У скульптуры два автора — скульптор и заготовка. В голове может быть одно, а дерево подсказывает другое. Поэтому в сотрудничестве, а порой и в противодействии с материалом рождается уже готовая скульптура. Изначально была идея — сделать женщину, которая будет символом оберегания всего мира. Символ мира и всего рожденного, пришедшего в этот мир, это младенец. Но чтобы это не было очередной репликой Богородицы, этот младенец от нее отошел. Она, не касаясь его, создает вокруг него защитное поле. И смотрит она не на младенца, потому что ее миссия гораздо шире — беречь все пришедшее в мир.
Заготовки тоже говорили свое, были трещины, посеревшая заболонь. «Берегиня» долго не слушалась, вращалась вокруг этой заготовки, я не мог найти к ней подход, а потом включил песню Михаила Боярского «Спасибо за день, спасибо за ночь». Песня, вроде бы, простенькая, но в ней огромная благодарность мужчины к своей женщине. Когда песня заиграла, мы нашли общий язык и скульптура начала получаться.
У нее интересное символичное название - «Берегиня», от слова «берег». Женщина — это тот берег, от которого мы отошли и к которому стремимся. И на все жизненном пути, который заключен, как река среди берегов, женщина — это «оберег», который ведет по всем хитросплетениям.
Вот примерно те мысли, которые меня сопровождали в этой работе, а что получилось — судить уже вам».