Брежнев и Андропов, Черненко и Горбачев, Олимпийские игры в Москве и авария в Чернобыле, "Аквариум" и "Кино", перестройка и последние в истории страны пионеры. Такими нам запомнились 80-е.
Триумфально выигранные в 1980-м году Олимпийские игры задали тон всему десятилетию. Стилизованная высотка над олимпийскими кольцами, «ласковый мишка», спорткомплекс «Олимпийский» – отголоски великой эпохи, ретуширующие лицо сегодняшней России.«Ласковый мишка», спорткомплекс «Олимпийский» – отголоски великой эпохи, ретуширующие лицо сегодняшней России.
Что ели:
В советской очереди стояла почти вся страна. Ответ на вопрос «Где достал?» предполагал не только название магазина, но и количество часов, проведенных перед его входом. К середине десятилетия на прилавках перестали появляться не только деликатесы, но и продукты первой необходимости. Доллар стоил 56 копеек, за копейку можно было купить коробок спичек, за три – стакан воды с сиропом, за 22 – шоколадное мороженое. Десятилетием позже скажут, что дефицит при Горбачеве был создан искусственно, а агропромышленный комплекс разрушен намеренно.
Талоны на продовольственные товары в придачу к очередям в магазинах появились в конце 80-х.Что носили:
Джинсы – «варенки» и «бананы», пальто-балахоны (сегодня их называют заимствованным из английского словечком oversize) с безумной величины подплечниками, дутые куртки, яркие ветровки и дефицитные кроссовки Adidas, колготки в сеточку (обязательно с люрексом!) – мода того времени была беспощадна к эстетике. Когда в первой половине 1980-х возникла повальная мода на аэробику, в гардеробе советских девушек нашлось место для обтягивающего купальника, длинных полосатых гетр (журналы «Работница» и «Крестьянка» даже печатали инструкцию по их вязанию) и тонкой трикотажной повязки, которую они, как и Джейн Фонда, надевали на лоб. Прическа должна была выглядеть агрессивно и заявлять, что ее обладательница – сильная, самодостаточная леди, способная постоять за себя. Начес на коротких волосах, зафиксированный лаком «Прелесть», и распущенная грива, украшенная химзавивкой, – хит десятилетия. Мэйк-ап тренды не отставали: яркие фосфоресцирующие тени, красно-коричневые тона помады, угольно-черную тушь и диско-блестки можно было найти в косметичке каждой уважающей себя модницы.
Что смотрели:
Абсолютным лидером проката в СССР 80-х стал первый советский кинобоевик «Пираты XX века» Бориса Дурова – его посмотрели 87,6 миллиона человек. Второе место у оскароносной ленты Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» с результатом в 84,4 миллиона человек за один лишь 80-й год. Самым популярным иностранным фильмом, показанным в СССР, стал сериал «Спрут» (1986 г.) о борьбе полиции с сицилийской мафией. Копилку шедевров советского экрана за десять плодотворных лет пополнили фильмы «Кин-дза-дза!», «Вам и не снилось», «Холодное лето пятьдесят третьего» и мультфильм «Остров сокровищ».
Первый советский кинобоевик «Пираты XX века» Бориса Дурова посмотрели 87,6 миллиона человек.«Я в данном случае с Иисусом Христом. Он был первый социалист у нас. Тут уже ничего не поделаешь». Михаил Горбачев
Что слушали:
За новогодним «Голубым огоньком» следовала программа «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады», в которой иногда можно было услышать западные хиты, которые в обычных радио- и телепрограммах, например на «Маяке», не транслировались. На начало 80-х годов пришелся расцвет русского рока: в 1981 году открылся первый в СССР Ленинградский рок-клуб, существовавший под тихим надзором КГБ. Эта «оттепель» дала толчок второй волне русского рока, особенно ленинградским группам в стиле «нью-вэйв» – «Кино», «Алиса», «АукцЫон». Пионерам советской рок-музыки.
Как ходили на демонстрации:
Основной темой демонстраций 80-х была борьба за мир. Голос главного диктора страны Юрия Левитана чеканил: «Люди всей планеты! Умножайте усилия в предотвращении ядерной катастрофы! Миру – мир! Ура!», а трудящиеся в это время проносили мимо трибун президиума лозунги типа «Нет американской ядерной агрессии!».
Доллар стоил 56 копеек, за копейку можно было купить коробок спичек, за три – стакан воды с сиропом, за 22 – шоколадное мороженое.
Проект: Марина Грудинина, Ирина Ильиченко, Екатерина Черненко