Мир документального кино мы открыли фильмом про наших мам, сняли его два года назад.
Даша: Среди документалистов существует утверждение, что нужно снимать о том, что тебя окружает, что тебе близко. Ты не имеешь право снимать то, что не понимаешь. Когда мы были на втором курсе, моя мама уехала работать в Африку, а Надины родители жили на Чукотке.
Надежда: Мы подняли вопрос о том, на что идут мамы ради того, чтобы обеспечить своих детей. В нашем случае они уехали в разные стороны мира.
Он получился неуклюжим, с ошибками. Несмотря на это, первый совместный фильм принес нам победу, желание развиваться дальше и посвятить жизнь документальному кино. Мы выиграли деньги, на которые отправились в Екатеринбург с этим же фильмом на фестиваль «КиноАнтроп».
Даша: Мир кино затянул нас. Мы поняли, что хотим заниматься этим всю жизнь. Кстати, на фестивале «Любительское кино + Профи» мы победили дважды. В прошлом году мы представили фильм про театр, где занимаются детишки с ограниченными возможностями. Председателем жюри тогда был Алексей Федорченко, известный как режиссер картин «Овсянки», «Первые на Луне», «Железная дорога».
Надежда: В этом году мы не участвовали, так как сейчас занимаемся другими проектами. А для того, чтобы снять фильм, нужно много времени, особенно документальный, - зачастую это наблюдение за героем. Мы не можем его заставить грустить или смеяться в определенный момент. Сейчас мы снимаем про мальчика, который мечтает быть поэтом, должна получиться динамичная картина.
Даша: Еще мы сделали небольшую зарисовку про омского газетчика, наверное, все омичи его знают - Андрей Кулиничев. Мы немножко не рассчитали траты на проезд. Целый день нам приходилось вместе с ним проезжать по одной остановке и выходить на следующей. (Улыбается) Проездных у нас не было. Хотим собрать подобные сюжеты в один фильм и назвать его «Лица». Он будет состоять из короткометражек об обычных, но в то же время известных людях из разных городов Сибири. О них знают все, но об их жизни не знают ничего.
Работа в паре - «Мы команда»
Надежда: Документалисты люди самодостаточные, редко, кто работает в паре. Мы, наверное, исключение. В общем, нашли друг друга. И мы никогда не говорим о распределении обязанностей. Просто помогаем друг другу и меняемся.
Даша: Мы команда! Надежда моя опора. Что мне делать, если не будет Надежды? Только плакать. (Смеются).
Документальное кино мы стараемся снимать «без бабочек»
Даша: Через 100 лет игровые картины, создаваемые сейчас, будут не так интересны, как документальное кино. Как говорят кинорежиссеры, докфильмы - это отражение реальности. В наше время очень много врут, людям не хватает правды.
Надежда: Мы с Дашей стараемся снимать как в жизни, «без бабочек». Главное для кинодокументалиста - это видеть реальность, отражать ее.
МС2: Как это, создавать документальный фильм?
Надежда: Иногда самое сложное при подготовке к съемкам – это договориться с героем или организаторами какого-либо мероприятия. Однажды нам был очень нужен красивый кадр под водой. Для этого мы пошли в бассейн «Альбатрос». Но без резиновых шапочек нас не запустили в зал. Мы скрывались под водой, задерживали дыхание. На панике надевали шапочки, заметив наблюдателя. (Смеются)
Даша: Для того, чтобы фильм появился на свет, нужно задаться вопросом, чтобы что-то тебя волновало, удивляло. А еще надо обязательно полюбить своего героя. Нас вдохновляют люди, они все интересные. Иногда кто-то цепляет сильнее других - ты начинаешь засыпать и просыпаться с мыслью о нем. И тогда ты понимаешь, что это твой герой.
Режиссер, остановите пленку
Надежда: Российский сценарист и режиссер Марина Разбежкина говорит, что режиссером не может быть человек с мягким характером. – «Если вы испытываете чувство жалости, то идите в детский сад и будьте нянечкой»(с).
Даша: Мы согласны с ней, но на личном опыте нечасто сталкивались с такими ситуациями. Например, документалист, работы которого нам нравятся, Герц Франк, однажды узнал о смертельной болезни своей жены. Недолго думая, он понял, что ничем не сможет помочь ей, так как он не врач, а режиссер. Франк взял в руки камеру и начал снимать последние дни своей жены.
МС2: Азарт документалиста оказался сильнее. Он писал еще, что таким образом попытался продлить ей жизнь.
Надежда: Наверное. Жаль, в последнее время наблюдается тенденция «уныния» в обществе. А реальность-то она разная. Сейчас людям необходим позитив.
Даша: Часто видим фильмы о том, как здоровые счастливые, по сути, люди рассказывают о том, как у них все плохо.
Фестиваль «КиноАнтроп» - обсуждение фильмов. Екатеринбург 2012 г.
Этика и документальное кино
МС2: Что бы вы никогда не смогли снять?
Надежда: Мы бы никогда не сняли то, что снимали до нас тысячу раз. А что касается этики, мне кажется, выбор делаешь уже при обстоятельствах, в которые попадаешь.
Надежда обращается к Даше: Вот я тебе говорю, я смертельно больна. Сними последние дни моей жизни? Вдруг ты скажешь: «Запросто, без проблем».
Даша: Вдруг. Не обязательно же в кадре показывать смерть...
В разговоре повисла пауза для размышлений.
Даша: Как говорит режиссер и сценарист Арман Ерицян, нельзя показывать то, что герой тебе сказал по секрету, на ушко. Иначе ты станешь предателем. Это правильно, мне кажется.
Надежда: Существуют и другие точки зрения. Есть режиссеры, для которых не важен путь добычи информации, и они показывают зрителю все моменты съемок, не согласовав их с героем.
МС2: Иногда это проблема самих героев, они себя видят одним образом, а режиссер их показывает иначе. Не специально, просто недопонимание.
Надежда: Да, и люди, считавшие тебя другом, видят в тебе предателя, и карма разрушена. (Улыбается).
Омск и документальное кино
МС2: Чего не хватает нашему городу для развития доккино?
Даша: Киностудий.
Надежда: А я думаю, энтузиазма.
Даша: В Омске есть люди, желающие и умеющие снимать.
Надежда: Как сказал Андрей Кавун, кино перестало быть элитарным видом искусства. Можно снимать и без бюджета.
Даша: Это да, но на некоторые сюжеты необходимы определенные средства, которые обычному человеку не достать.
Надежда: Сейчас в городе стараются развивать документальное кино. Относительно недавно «12 канал» запустил проект «Документальное кино». Два раза в месяц режиссеров из разных городов России приглашают в студию, где они презентуют свои фильмы и дают комментарии.
Даша: Еще в Омске не хватает людей, одержимых какой-то идеей, их единицы. Хочется, чтобы у наших одногруппников тоже горели глаза. Ведь от бульона, в котором ты варишься, зависит очень многое.
Людям, которые еще не брали в руки камеру, но заражены какой-то мега-крутой идеей и сумасшедшим желанием снять кино, мы бы посоветовали смотреть много фильмов, наблюдать, обсуждать, спорить и читать профессиональную литературу.
Валерия Крыжберская