О находке узнал известный исландский композитор Йохан Йоханнссон, который рассказал об этом режиссеру Биллу Моррисону. Американский документалист уже после премьеры рассказывал журналистам, что никогда не слышал ни об Анискине, ни об исполнителе главной роли, советской суперзвезде Михаиле Жарове.
Однако при просмотре пленки именно игра Жарова привлекла Моррисона — и он решил сделать о нем документальный фильм. В картину вошли кадры с выловленной пленки (дефекты автор не убирал, чтобы «подчеркнуть ход времени»), а также фрагменты других фильмов с участием Жарова, интервью и рассказы друзей о его жизни.
Моррисон на пресс-конференции ММКФ назвал старые пленки «капсулой времени».
«Признаки разложения на них [пленках], если присмотреться, все определенного типа. Более или менее на всех пленках есть повреждения слоя эмульсии — в тех местах, где она была более липкой и отошла от основы, изображение выглядит так, словно оно само разлагается, — и это один из самых интересных видов повреждений: кажется, будто изображение плавится. Но главное их отличие — повреждения от воды. При таких повреждениях безразлично, как схвачена эмульсия, они просто накатывают как белые волны, ложатся как патина поверх изображения», - рассказал Моррисон в 2018 году о своей любви к старым лентам журналу «Сеанс».
Главной целью Моррисона было показать образ Жарова, раскрыть с помощью этого персонажа исторический контекст. Жаров был героем Социалистического Труда, народным артистом СССР, лауреатом трех Сталинских премий, кавалером трех орденов Ленина — сверхпопулярным советским актером первой половины XX века. В картине Моррисон сравнивает его с Хамфри Богартом и Кларком Гейблом.
В кино Жаров дебютировал в 1915 году в роли опричника в фильме «Царь Иван Васильевич Грозный», всенародная слава пришла к нему в 1930–1940-е, знаменитые его роли: бандит Жиган в первом художественном звуковом фильме СССР «Путевка в жизнь» Николая Экка, Меншиков в «Петре Первом» (1937–1938), Малюта Скуратов в исторической драме Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный» (1944). В 1968-м вышел первый фильм из серии про сельского милиционера Анискина — «Деревенский детектив», а следом картины «Анискин и Фантомас» (1973), «И снова Анискин» (1978). Последние два фильма он также снял как один из режиссеров.
Зрители и критики отмечали среди прочего комедийный талант Жарова. В «Деревенском детективе» его герой ищет украденный аккордеон — и он не только раскрывает дело, но и великодушно прощает грабителей, а также налаживает жизнь односельчан. Моррисон говорит: «Он был очень патриотичным человеком, и в то же время он позволял себе шутки о государстве, позволял себе его критиковать. В фильме об этом говорится очень коротко, но родители его последней жены были замешаны в „деле врачей“. Их сослали, а он лишился ролей. После смерти Сталина их реабилитировали, но Жаров так и не простил людей, которые от него отвернулись».
Фото из открытых интернет- источников